ПОЛИТИКА / ВЫПУСК № 3 ОТ 14 ЯНВАРЯ 2013
11977Марш отсюда!
13 января за роспуск Госдумы народ проголосовал ногами
С чего начинали — с отмены выборов в Думу, тем и закончили, точнее, стартовали вновь — требованием роспуска той же самой Думы.
Возможно, у оппозиционного движения в целом и была утрачена цель, но государство сделало все, чтобы оно снова стало гражданским и обрело четкое целеполагание: без националистов и иных сил, пытающихся легитимизироваться в политике, въехав в нее на чужих плечах, и с четким пониманием, ради чего все затеяно — все-таки ради смены власти. Которая в лице депутата Лаховой постояла на обочине (истории) и удалилась, ничего не обнаружив, кроме «пустой» Пушкинской площади, и «перемерзнув» (копирайт — Лахова).
Шествие называлось «Марш против подлецов». И здесь тоже характерная эволюция — от «жуликов и воров» к «подлецам». Из Иосифа Бродского известно, что «ворюга мне милей, чем кровопийца». Но оказалось, что они стоят рядом, и одно свойство в наших северных широтах совпадает с другим. На «Марше» читали «Письма римскому другу»: вопросов к качеству «аудитории» нет. Протестное движение снова в хорошей интеллектуальной форме, ближе к той, которая была в «бархатную» революцию 1989-го. Или, если угодно, к летней (прошлого года) «прогулке писателей».
Да и аллюзии снова были «писательские». Корнея Чуковского после «Тараканища» уже подозревали в намеках на Иосифа Виссарионовича. Корней Иванович снова пригодился: изображение главы государства в виде таракана, произносящего укороченную версию классических слов: «Принесите-ка ко мне ваших детушек, я их за ужином скушаю», уже не кажется гиперболой. И это эффектнее, чем жечь портрет Путина, что и сделал Сергей Удальцов. Но это оттуда, из короткой эпохи утраты целеполагания…
Вот так, с Бродским и Чуковским «наперевес» продолжается «бархатная» революция, которая никуда и не исчезала. Кажется, срочно пора собирать совещание на Старой площади по оперативному анализу нового этапа длящейся революционной ситуации… Вся проблема — в незнании теории революции: она одним днем и даже годом не заканчивается и необязательно обретает кровавые формы однодневных беспорядков.
Андрей Колесников,
обозреватель «Новой»
обозреватель «Новой»
Люди понимали, что они пришли не просто прокричать: «Россия без Путина»
Привычные декорации в виде флагов политических движений и покрытого снегом Страстного бульвара, где обычно стартуют «Марши миллионов», не создавали впечатления дежавю. В метро, конечно, как всегда, дежурили сотрудники полиции, у выхода с Пушкинской стояли автозаки, но чувствовалось: сегодня как-то все по-другому.
Да, на левой стороне бульвара традиционно разворачивал транспаранты «Левый фронт». На правой — стягивались представители «Солидарности» и «РПР-Парнас».
Несмотря на пожелание организаторов — никаких политических лозунгов и иных требований, кроме отмены «антисиротского» закона и роспуска Госдумы, — таковых все-таки было немало. Создавалось впечатление, что каждый занимается своим делом: молодые ребята с радужными шарфами на шее раздавали значки с надписью: Pussy Riot; пожилые женщины с прозрачными ящиками собирали средства на помощь узникам 6 мая.
Казалось, толпа четко делится на две части: на тех, для кого хождение на митинги — дело привычное и почти хобби, и на тех, кто вышел впервые и с единственный целью — высказаться против закона. Активисты продолжали сбор подписей против «закона подлецов» и за роспуск Госдумы, инициированный «Новой». Многие спрашивали журналистов «Новой»: «Ну как там у вас, много еще подписей удалось собрать?»
«Разбирайте депутатов, если вы не нашист!» — кричал в мегафон координатор шествия проходящим через рамки. «Сбор подписей за роспуск Госдуры!» — выкрикивала женщина, раздавая бланки. Депутаты Госдумы вместе с Путиным вскоре поплыли плакатами над толпой: слово «Позор!» — поперек каждого.
Сзади напирала толпа, в голове правой колонны начала возникать давка. Полиция не вмешивалась, организаторов рядом не было. И неожиданно люди начали координироваться самостоятельно: кто-то выкрикнул: «Сделайте шаг назад»; кто-то попытался отделить журналистов от активистов, и в толпе дышать сразу стало легче. В этот момент окончательно пропало ощущение привычности, предсказуемости. Люди в толпе поняли, что они не на обычном марше и пришли не просто прокричать: «Россия без Путина».
«Никто не ожидал, что на улицу выйдет столько много людей. Мы вчера сидели и переживали, что придет максимум 500 человек», — рассказал один из организаторов мероприятия.
Шутливый креатив, который был «визитной карточкой» прошлых митингов, в данном случае перестал быть актуальным. Толпа двигалась к проспекту Сахарова практически в полном безмолвии, лишь изредка выкрикивая: «Это наши дети!» Это было шествие родителей, беседы с которыми зачастую заканчивалась фразой: «У меня тоже есть дети». Повсюду плакаты: «Руки прочь от сирот», «У Думы поехала крыша».
Пристроившись в хвост колонне полицейских, змейкой пробирающихся по Страстному к голове демонстрации, двое мужчин обсуждают твитт Гудкова-младшего. «Депутат Гудков написал, что автор закона — Лахова…» — «Лахова?» — «Лахова, да. Что она придет на марш!» — «Ну, конечно! С телохранителями она придет». Екатерина Лахова действительно побывала на Пушкинской площади, но ушла за полчаса до начала шествия.
С Рождественского бульвара пытаемся дозвониться до депутатов, голосовавших за принятие «антисиротского» закона. Единоросс Неверов сбросил; его однопартиец Хинштейн не отвечает; телефон либерал-демократа Лебедева выключен. Трубку поднял лишь коммунист Калашников.
— Леонид Иванович, мимо нас идут тысячи людей, которые кричат вам: «Позор!» Что бы вы могли сказать им в свое оправдание?
— За меня голосовали по доверенности. Я сам бывший детдомовец, поэтому знаю, в каких условиях находятся дети в российских детских домах, и знаю, что за рубежом им, во всяком случае, не хуже. Но, как ни парадоксально, в данной ситуации политика помогла, ведь одновременно Путин издал указ об улучшении положения сирот в России, — согласно «консолидированной позиции партии» ответил Калашников.
В отличие от «Маршей миллионов», по скоплениям камер сложно было понять, где сейчас кто-то из знаменитостей: они приходили как-то незаметно, и так же незаметно исчезали в толпе.
Семейная пара — журналисты Юля Башинова и Веник Дмитрошкин — пришли на марш с усыновленными несколько месяцев назад сыновьями, Платоном и Сашей. Детей везли в колясках, и к каждой была прикреплена табличка: «Как усыновить?» «Мы готовы поделиться своим опытом с теми, кто думает об усыновлении, — объяснила Юля. — Мы расскажем, что в этой процедуре все не так трудно, как кажется, нет ничего не преодолимого».
Источник; http://www.novayagazeta.ru/politics/56233.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.