четверг, 3 октября 2013 г.

Пенсии: реформа ударит по молодым.

Пенсии: реформа ударит по молодым.   



О том, зачем правительство РФ вновь изменило формулу расчета пенсий и что ждет граждан РФ в старости, Евгений Гонтмахер, доктор экономических наук, начальник Департамента социального развития аппарата правительства РФ в 1997–2003 гг. — в интервью The New Times.



36_01.jpg
На прошлой неделе стало известно, что правительство уже одобрило проект закона «О страховых пенсиях», то есть очередную новую пенсионную формулу, которая начнет действовать с 2015 года. В ней появились баллы, стаж, обнулилась накопительная часть, декларированы стимулы работать после достижения пенсионного возраста. Объясните, что это все такое, кому выгодно и кому нет?



Первое — баллы. Теперь, чтобы получить трудовую пенсию, то есть войти в страховую систему, человек должен заработать минимум 33 балла. Для этого нужно отработать 30 лет, и чтобы все эти 30 лет ваш работодатель за вас платил взносы в Пенсионный фонд — не меньше чем с одного МРОТ: минимальный размер оплаты труда с января 2013 года — 5205 рублей в месяц. Только если сейчас ваш пенсионный капитал формируется из реальных рублей, то с 2015 года рубли по определенному коэффициенту будут пересчитываться в баллы.




Рука загребущая.


А кто будет заниматься пересчетом?



Правительство. Исходя из финансового положения Пенсионного фонда: в перспективе он вообще должен перейти на самофинансирование. Сколько собрали, столько выплатили. А Пенсионный фонд будет собирать так, как будет дышать экономика. Хорошо будет дышать — зарплаты будут приличные, баллы будут наполнены полным рублем, нет — да и кто его знает, что будет через пять лет, не говоря уже про тридцать?



Второе, де-факто для многих — это повышение пенсионного возраста. То есть по-прежнему мужчины выходят на пенсию в 60 лет, женщины — в 55 лет, но если вы работаете на пять лет больше, то, по расчетам, пенсия будет в 1,5 раза выше, чем если бы вы ушли с работы по достижении пенсионного возраста. Если выйдете на два года позже, будет условно 1,2. Каждый год будет давать примерно 1/10 к той пенсии, которая была бы у вас, если бы вышли на заслуженный отдых в ныне установленном пенсионном возрасте.



Третья новация: взносы в накопительную часть «молчунов», то есть тех, кто никак не распорядился накопительной частью своей пенсии, (а их у нас 2/3 от этой возрастной группы) — это касается тех, кто родился после 1967 года, с 1 октября 2013 года обнуляются. Точнее, 6%, которые раньше шли в накопление, будут теперь просто передаваться в общую копилку — эти деньги отдадут нынешним пенсионерам. Вот, собственно, три новации, которые вроде бы согласовали и по ним принято решение правительства.

Мы возвращаемся к абсолютно советской системе обеспечения старости, когда человек снова зависим от государства: сколько оно даст, столько и даст.
  


И что это значит?



Это значит, что правительство будет полностью определять стоимость пенсионного рубля. Если будет собираться меньше денег в Пенсионный фонд, то соответственно стоимость вашего пенсионного капитала будет уменьшаться.



Но и сегодня пенсии не ахти.



В среднем по стране примерно 10 тысяч. Но сейчас при формировании пенсионного капитала, исходя из которого и рассчитывается пенсия, берутся реальные рубли, которые, конечно, обесцениваются на величину инфляции. А теперь пенсионный капитал будет складываться из баллов. В результате всяких фильтров и коэффициентов от каждой тысячи рублей накопленных пенсионных прав к моменту выхода на пенсию останется, судя по всему, меньше: может быть 900, а может быть 700 рублей. И никакой пенсионный калькулятор этого вам не сообщит. Из-за этих нововведений меньше всего проиграют нынешние пенсионеры, потому что принцип расчета уже получаемой ими пенсии не меняется, а вот молодым надеяться особо не на что.



Стоит оговориться: пока речь идет о намерениях — в Госдуму пока законопроекты не переданы, ну а кроме того, есть «фактор Путина» — президент у нас любит делать подарки...



Back to USSR.



Правильно мы понимаем, что по сути возвращается система советского стажа?



Де-юре — нет: в советское время требовался не просто стаж, а непрерывный стаж. А де-факто — да. Просто теперь большое значение будет иметь совокупная величина этого стажа.



А если человек учился? Путин только что на Валдайском клубе сказал, что образование — залог будущего страны: эти годы войдут в необходимые 30 лет?



Для Пенсионного фонда имеет значение, платили ли за эти годы взносы или нет. Если человек учится, например, на вечернем отделении, а днем работает — тогда, конечно, эти годы входят в стаж. Но если на дневном отделении или за границей и за него никто взносы не платит, то, естественно, это в стаж не входит. Некоторое послабление сделано для женщин: теперь тем, кто сидит с маленьким ребенком, в стаж включаются три года. Короче, мы возвращаемся к абсолютно советской системе обеспечения старости, когда человек снова зависим от государства: сколько оно даст, столько и даст.



Большинство из нас совершенно не понимает и как сегодня рассчитываются пенсии, и в какой степени они зависят от заработка, от количества отработанных лет.



Ну вот смотрите. Пенсия тех, кто сегодня достиг 55 или 60 лет, рассчитывается исходя из накопленных пенсионных прав. По идее, эти права или этот капитал мы накапливаем всю свою трудовую жизнь. Он складывается из нескольких компонентов.



Первый компонент — права, которые были заработаны при советской власти. До 1991 года пенсии платили из бюджета по элементарной схеме: 0,65 от зарплаты за последний год или за любые выбранные три года. Стаж должен был быть у женщин 20 лет, у мужчин 25. При этом был верхний потолок пенсии — 120 рублей в месяц. Плюс если у человека был сверхнормативный стаж: у мужчин — 30, у женщин — 25, то добавляли 10%, получалось 132 рубля. Это был предел, который все стремились получить. Поэтому кто мог — химичил: например, отдел получал премию, ее переписывали на человека, которому надо было выходить на пенсию, таким образом у него фиксировалась большая зарплата, с которой рассчитывалась пенсия, а премию сослуживцам он раздавал наличными. Это была тогда стандартная схема. Короче, в советское время была простая и жесткая схема: длинный непрерывный стаж, зарплата, как правило, за последний год работы и верхний потолок — 132 рубля.


Но были и персональные пенсии — в частности, для номенклатуры.


Да, для номенклатуры были пенсии в полтора-два раза больше.


Ровно как и сейчас, правда, пенсии чиновников высшего звена и депутатов раз в 10 выше средней по стране.



Доходит и до этого. В начале 90-х годов, когда страна была нищая, пенсии фактически были ликвидированы, люди пенсионного возраста получали мизерные пособия. И только в 1997 году была введена новая пенсионная формула. Стаж имел значение, а вот из заработка в уже созданный тогда Пенсионный фонд в пополнение ваших пенсионных прав бралась сумма не больше 1,2 от средней зарплаты по стране. Вне зависимости от того, сколько вы зарабатывали. И только в 2002 году была введена настоящая страховая схема, когда в ваш пенсионный кошелек стал отчисляться взнос, полностью пропорциональный вашему заработку. Таким образом, у тех, кто сегодня выходит на пенсию, пенсионные права до 2002 года фактически нивелированы. Ваш вклад за работу в советское время — а в СССР персонифицированного учета не было — рассчитывается исходя из средней зарплаты, которая была у людей вашей профессии в то время.



Помоги себе сам.



А если человек находит в архивах данные, что он в советское время получал выше среднего?



Если у имярека сейчас, в последние годы перед выходом на пенсию, зарплата невысокая, то это может иметь значение. Но учтите, что советский рубль не равняется нынешнему российскому: в Пенсионном фонде есть специальные таблицы пересчета, всякие коэффициенты, поэтому советские рубли много к вашей пенсии не прибавят. Равно как и ваш заработок с 1991 по 2002 год. А вот в результате реформы тогдашнего социального министра Зурабова 2002 года ваш заработок стал играть первостепенное значение, а стаж — минимальное. Но эта схема была быстро сломана — уже в 2004 году.



Почему?



Во-первых, появился дефицит Пенсионного фонда. Он появился как раз в 2005 году в результате ошибочного, как мне представляется, решения. Тогда совокупный взнос работодателей, то есть бизнесов, в Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, социального страхования и в Фонд занятости был 36%. И бизнес взвыл, пошел к Путину. А время было — лились нефтяные деньги, экономический рост, все в шоколаде. И бизнесу действительно было тяжело. Короче, было принято решение разом снизить страховые взносы на 10 процентных пунктов. Расчет был: бизнес обрадуется снижению нагрузки, начнет выводить зарплаты из тени и восполнит эти 10 процентных пунктов за счет больших отчислений в Пенсионный фонд. Не произошло: и по другим странам известно, что эффект от снижения налоговой нагрузки наступает только через несколько лет. А у нас к тому же появился фактор силовиков, рейдерских налетов на бизнесы, когда показывать прибыли стало опасно. В результате в Пенсионном фонде образовалась дыра — сначала в 300 млрд рублей.



Кроме того, тогда же было принято решение зафиксировать максимальный размер заработка, с которого отчисляются пенсионные взносы. Эта планка каждый год меняется из-за индексации на рост среднего размера заработной платы и в этом году составляет 562 тыс. в год. А на все, что выше этой суммы, сейчас накладывается фактически 10%-ный налог. Причем мало кто знает, что деньги никак не влияют на пенсионные права этого человека — это просто налог на богатых. Другими словами, человек получает большую зарплату, соответственно и больше отчисляет в Пенсионный фонд, но пенсию он получит без учета этих денег.


Еще одна серьезная беда: у людей в результате всех этих бесконечных изменений пенсионной формулы нет ни малейшего мотива показывать зарплаты, превышающие 562 тысячи.
  


Каков сегодня потолок пенсий?



Формально никакого потолка нет. Есть люди, которые получают и 30 тыс., и 40 тыс. в месяц.



Каким образом, коли сумма, с которой берется взнос в Пенсионный фонд, ограничена 562 тыс. в год?



Есть люди, которые работали на нескольких работах и везде получали эти пятьсот с лишним тысяч. В результате суммарно их отчисления в Пенсионный фонд были в три раза выше, чем у человека, который зарабатывал в год в три раза больше, но работал на одном месте.



То есть выгодно работать в трех местах, если зарплата везде высокая?



Нет, сейчас эту лазейку уже прикрыли.



У большинства из тех, кто сейчас подошел к пенсионному возрасту, особых накоплений нет: в советское время абсолютное большинство были бедны как церковные мыши, а если и были накопления, то они сгорели в сберегательных кассах. В 90-е, если имярек не был очень успешен в бизнесе, зарплаты вообще были никакие, да и вбелую немногие работодатели соглашались платить.



Ну давайте честно скажем: бесплатная приватизация квартир была формой компенсации за потери при развале страны. Другой вопрос, что жилищный фонд за это время повсеместно пришел в негодность и варианта, как, например, в тех же США, когда на старости продают купленные на ипотеку дома и переезжают в относительно небольшие квартиры, а на вырученные деньги неплохо живут, — такого варианта у большинства из нас нет.



Еще одна серьезная беда: у людей в результате всех этих бесконечных изменений пенсионной формулы нет ни малейшего мотива показывать зарплаты, превышающие 562 тысячи. К тому же после грядущего обрезания накопительных пенсионных прав у «молчунов» доверие к государству окончательно пропадет. Какой смысл что-то отчислять, если в любую минуту правила игры могут поменять? Лучше самому пытаться обеспечить себе старость.



Дворцы из дырки.



Сейчас дефицит Пенсионного фонда уже больше 1 трлн рублей. Как образовалась такая дыра?



Во-первых, в начале 2009 года произошла так называемая «валоризация пенсий», то есть была изменена их ценность, в среднем пенсии были единовременно подняты на 30%. И это повлекло за собой дополнительные сотни миллиардов расходов. И теперь, чтобы как-то заткнуть эту дыру, вновь пошли на уравнивание пенсий, как было и в советское время.



Однако в какой город ни приедешь, три самых богатых здания: Сбербанк, налоговая служба и страдающий от нехватки денег Пенсионный фонд. По всей стране дворцы! Как-то одно с другим не сходится, нет?



Это хороший вопрос. Я, слава богу, никогда не работал в Пенсионном фонде, но знаю, что этот вопрос регулярно задают там всем начальникам. Они отвечают, что в 90-е годы сотрудники фонда сидели в подвалах и клоповниках, куда ни одного пенсионера нельзя было пригласить. И эту проблему надо было решать. Какая-то правда в этом есть, но чувство меры, конечно, отказало.



Из каких денег строились эти дворцы — из денег Пенсионного фонда?



Естественно. А откуда еще? Пенсионный фонд живет за счет двух источников — взносов, которые, собственно, за нас платят работодатели, и субсидий федерального бюджета. Всё. Пенсионный фонд не зарабатывает, он не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. Если деньги, истраченные на эти дворцы, разбросать по пенсионерам, то получится немного: лишних 200–300 рублей к средней российской пенсии. Но психологически это, конечно, была грубейшая ошибка, потому что людей это сильно раздражает, как и доплата к пенсии госслужащих. Хотя только несколько десятков тысяч чиновников получают эти доплаты, причем при условии, что стаж на госслужбе 15 лет и чиновник должен выйти на пенсию именно с госслужбы. Ну а о министрах и депутатах мы уже говорили.



Просто жизнь.



Если позволите, пара практических вопросов. Предположим, человек подошел к пенсионному возрасту с небольшой зарплатой или с небольшой легальной зарплатой, и пенсия ему начислена мизерная. Имярек находит высокооплачиваемую работу и продолжает трудиться. Пенсия ему будет пересчитана?



Обязательно. Пенсии в таком случае обязаны пересчитывать каждый год, пока человек работает.



Две подруги, живущие в Москве, одновременно выходят на пенсию. Одна последние лет 15 не работала — вернее, работала дома, растила детей и внуков. Ей насчитывается пенсия 12 тыс. Другая все эти годы работала, и на хорошей зарплате, пенсия 15 тысяч. Как это может быть?



У первой — московская надбавка: пенсия может быть небольшой, но, согласно введенному еще при Лужкове московскому социальному стандарту, меньше 12 тыс. у пенсионера быть не должно — при одном важном условии: человек не должен работать. А у второй пенсия выше 12 тыс., и надбавка ей не положена. По-моему, ни в одном другом регионе таких больших доплат нет.



Каким образом человек может проверить правильность расчета его пенсии?



В Москве — в управлении по обращениям граждан Пенсионного фонда, Славянская площадь, дом 4. Правда, придется посидеть в очереди. В других городах тоже есть такие же службы.



А в электронном виде, в век интернета — никак? Задолженности по налогам или штрафам можно узнать на сайте МНС минуты так за три и за два-три клика.



Можно и в интернете, на портале госуслуг. Но, если вы хотите узнать, почему вам начислено столько-то, а не больше, то вам придется идти в Пенсионный фонд: требование защиты персональных данных не позволит вам самостоятельно увидеть, из чего складывается ваш пенсионный капитал.



Главный вывод из нашего разговора: надо работать, пока ноги носят и работодатель не выгонит?



Именно. 


фотография: Роман Гончаров



 Наверх
Тэги: журнал пенсии
Войти для написания комментарияКод для ЖЖ
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.75)


Источник:    http://newtimes.ru/articles/detail/71235/



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.