четверг, 29 декабря 2011 г.

А напоследок я скажу…


Автор: И.И. Никитчук, д.т.н., депутат Государственной Думы
Ссылка: http://kprf.ru/
29.12.2011
Послание президента: А напоследок я скажу… (Свидетельство очевидца)


Двадцать второго декабря президент Д.Медведев произнес свое последнее ежегодное послание. Очень странно было слушать политика, который уходит в небытие, с какими-то предложениями на будущее.

Значительная часть послания была посвящена оценке своему четырехлетнему пребыванию на высшем государственном посту. Конечно же исключительно в положительном свете, даже без следа какой-либо самокритики, да и зачастую без достоверных фактов или данных, которые бы подтверждали высокую самооценку.

Напуганный последними акциями протеста, президент начал свое послание с целого ряда утверждений о приверженности власти к законности и справедливости.

 "Мы внимательно и с уважением воспринимаем любую критику в адрес государственных институтов и отдельных должностных лиц, делаем выводы, если эта критика справедлива, восстанавливаем законность там, где она была нарушена, принимаем необходимые решения на основе консультаций с основными политическими силами…"

Возникает вопрос: с какой целью президент произносит эти слова? Для самоуспокоения или для успокоения граждан своей страны? Но ведь они-то знают, как проходила последняя думская избирательная кампания, какой беспрецедентный нажим оказывался на них, знают и о подкупах, запугивании, других противоправных действиях власти в интересах "Единой России". Знают, что примерно треть депутатов от "партии власти" занимают место в парламенте незаконно. Свое реальное знание ситуации граждане однозначно заявили на многочисленных акциях протеста не только в Москве, где "оранжевой" оппозиции разрешили "проквакать" на Болотной площади, но и по всей России. Знает об этом и президент! И где же "восстановление законности", "принятие необходимых решений"? Их нет, и не будет! Как говорится, а Васька слушает да ест.

Далее президент напомнил о том, "что произошло в августе 2008 года в Южной Осетии и что уже спустя месяц мы столкнулись с тяжелейшим глобальным финансовым кризисом..."  Конечно, мы помним события 2008 года на Кавказе, помним, как не могли найти министра обороны, как по мобильным телефонам пришлось управлять войсками и т.д. Но никто не сказал, в том числе и президент, сколько по этой причине погибло наших солдат и офицеров, и кто понес наказание за нерадивость.

Помним и о кризисе, в результате которого большинство граждан еще глубже опустились в нищету, но число долларовых миллиардеров в России удвоилось. Скорее всего, именно последнее имел в виду Дмитрий Анатольевич, когда говорил о том, что "мы успешно преодолели наиболее сложный период экономических потрясений… Крупному бизнесу деньги выделялись… "

Президент без тени смущения заявил, что, дескать, «Экономика растёт достойными темпами, государственный долг сохраняется на минимальном уровне, а Россия стала шестой по величине экономикой мира…»

Трудно сказать, чего в этих словах больше - бахвальства или неосведомленности. Если бы президент удосужился заглянуть в статсборник, то он увидел бы, что ситуация в российской экономике наиболее плачевна среди развитых стран, она прочно сидит на сырьевой игле, до сих пор так и не восстановилась к уровню 2008 года, не говоря уже об уровне 1991 года. Более того, в 2011 году ряд отраслей снизили объемы производства по сравнению с 2010 годом. Например, текстильное производство сократилось на 3%, производство лекарств – на 6%, производство алюминия, меди, кобальта – на 7%, прокатного оборудования – на 24%, электродвигателей – на 36%, медицинских изделий, средств измерения и контроля, оптических приборов – на 5%, аппаратуры радиолокации и радионавигации – на 13%, троллейбусов – на 40%, вертолетов – на 41% и т.д.

Снижено производство целого ряда продовольственных товаров, в том числе масла подсолнечного, говядины, рыбы, маргарина, молока, сыра, муки ржаной, крупы гречневой, хлебобулочных изделий.

К сожалению, Дмитрий Анатольевич не уточнил, среди каких экономик мира Россия занимает шестую позицию: среди стран Африки или Латинской Америки, поскольку, имея в мировом ВВП около 3% трудно предположить, что речь идет о развитых странах.

И уж совсем невпопад сказано о сохранении на минимальном уровне госдолга. Из года в год он растет. Страну ведут в долговую яму. В 2011 году государственный долг России превысит 6,8 трлн. рублей или 13,6% ВВП, а к концу 2013 года он удвоится и превысит доходную часть бюджета. 

Долг ляжет тяжелым бременем на плечи следующих поколений. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста внутреннего долга. В абсолютных размерах объем внутреннего долга составит 5,2 трлн. рублей, а внешнего – 1,7 трлн. рублей. Суммарно уже в 2011 году он равняется 77,4% годовых доходов федерального бюджета.

Рост государственного долга неизбежно ведет к увеличению сумм на его обслуживание. Если в текущем 2011 году на эти цели потребуется 280 млрд. рублей, то уже в следующем – 390 млрд. рублей, а в 2013 году – 600 млрд. рублей. Эти суммы превышают расходы бюджета на ЖКХ, СМИ, физкультуру и спорт, охрану окружающей среды, на культуру и кинематографию вместе взятые.

Президент на полном серьезе убеждал собравшихся в Кремле, что «сегодня в стране нет пенсионеров с доходами ниже регионального прожиточного минимума. Средний размер трудовой пенсии возрос за четыре года более чем в полтора раза, в реальном выражении, а средние зарплаты учителей и врачей приблизились к средним зарплатам в регионах…»   

Начнем с учителей. Так вот, согласно официальным данным, средняя заработная плата в образовании составляет около 65% от средней по стране. Как видим, ей еще очень далеко к «средним зарплатам по регионам».

Еще сложнее складывается ситуация с пенсиями. Минимальная пенсия составляет около 4,5 тысяч рублей, а средняя по стране – 8,7 тысяч рублей. Но даже эти мизерные пенсии государство в ближайшее время может оказаться выплачивать не в силе. Дело в том, что на 100 пенсионеров сегодня приходится всего лишь 128 работающих, и это соотношение продолжает сокращаться. Уже сегодня дефицит Пенсионного фонда превысил 1,3 трлн. рублей, который покрывается за счет федерального бюджета, соответствующим образом снижая финансирование остальных его статей. Для покрытия дефицита в сумме около 900 млрд. рублей власть повысила социальный налог с 26 до 34%, что резко увеличило нагрузку на бизнес, вынуждая его уходить снова в «тень». 

Однако данная мера кратковременная, уже в 2013 году дефицит Пенсионного фонда снова вырастет до 1,1 трлн. рублей. После президентских выборов, если у власти окажется В.Путин, правительство будет вынуждено пойти на весьма непопулярную меру - увеличение пенсионного возраста на 3-5 лет. Тем более что прецедент уже создан некоторыми странами Западной Европы. Альтернативы этому у власти нет, как и денег. Олигархи не желают делиться с бюджетом своими доходами.

Следующее откровение президента заключалось в том, что «число безработных за последние два года сократилось почти на два миллиона человек. И сегодня в нашей стране уровень безработицы один из самых низких в мире…»

Если быть точным, то по данным Росстата число безработных в стране за указанный период снизилось примерно на 1,3 миллиона человек. И уровень безработицы остается очень высоким. Более 5 млн. человек в России находятся в поиске работы, это почти 7% от числа занятых в экономике.

В Послании полностью искажена демографическая картина. Президент уверял, что «В современной России самая высокая за её историю средняя продолжительность жизни. Она увеличилась с 2006 года почти на три года и приблизилась к 69 годам. Продолжительность жизни женщин – потому что они лучше к себе относятся, берегут себя больше – почти 75 лет. У нас никогда такого не было. Никогда!»

Пафос хорошее дело, если под ним есть основание. Но дело в том, что вымирание населения продолжается. Численность населения страны поддерживается в основном за счет миграции. В этом году она выросла почти на 70%. Правда вымирание идет не такими темпами, как в предыдущие 15 лет, когда в год разница между родившимися и умершими достигала миллиона и больше. Сегодня она находится в пределах 250-320 тысяч человек. Но причина здесь не в политике власти, а в том, что просто вымерла та часть населения, которая не обладала крепким здоровьем и люди преклонного возраста. 

Статистика же нам говорит, что до пенсионного возраста не доживает более 30% мужчин. Президент не упомянул других цифр, страшных – сколько у нас умирает от наркотиков, паленой водки, сколько человек кончают жизнь самоубийством, сколько совершается абортов… Откуда Дмитрий Анатольевич выудил цифру 69 лет средней продолжительности жизни в стране, совершенно не понятно. Не правда и другое, что «у нас никогда такого не было». Было! В советское время, когда средняя продолжительность жизни мужчин достигла 65 лет, а женщин – 73 года.
Упомянул президент и свою любимую тему модернизации. 

«К настоящему времени по всем приоритетным направлениям модернизации получены первые результаты: достигнут самый высокий с советских времён уровень финансирования научных исследований и разработок, построена дееспособная система институтов развития, постепенно снижается энергоёмкость российской экономики… В половине российских регионов уже пользуются услугами навигационной системы ГЛОНАСС… 

Резидентами «Сколково» стали уже более 300 компаний, занимающихся передовыми исследованиями и разработками… Строится современный технологический университет, заключены соглашения о партнёрстве с ведущими мировыми компаниями, которые создают в Сколкове свои исследовательские центры...», - не без гордости заявил Дмитрий Анатольевич.

Вот только жаль, что он не назвал ту самую половину регионов, где уже используется ГЛОНАСС. А еще – где можно приобрести приемники под эту систему. Что касается финансирования науки, то оно не достигает и 1% ВВП, т.е. является нищенским. Многие научные центры влачат жалкое существование или уже уничтожены. Остается загадкой и «дееспособная система институтов развития». Специалисты просто теряются в догадках, не находя ответа, что под этим подразумевается. Может быть наша космическая отрасль или самолетостроение, кораблестроение?.. 

Не по этой ли причине стали падать наши спутники, недолетать транспортные корабли, падать самолеты, тонуть корабли? Вместе с тем становится совершенно очевидным, что громадные государственные средства затрачиваются на Сколково не в интересах России, а неких «мировых компаний». Да это и понятно: в России разрушена практически полностью вся наукоемкая сфера экономики. Мы ездим на чужих машинах, летаем на зарубежных самолетах, пользуемся импортной вычислительной техникой, компьютерами, видео и аудиоаппаратурой... Мы даже оружие стали закупать за рубежом. Нашей экономике высокие технологии не нужны, их негде применять и использовать.

Странно, но президент почему-то умолчал о других своих «судьбоносных» инициативах – соединении часовых поясов, замене лампочек, переименовании милиции в полицию, внедрении ЕГЭ, расширении границ Москвы… Будем считать, что это случилось по обстоятельствам скромности…

Если говорить серьезно о модернизации, то необходимо отметить, что в условиях кризиса ведущие страны мира именно на эти цели обратили самое серьезное внимание. Власти США, например, выделили на эти цели в прошлом, 2010 году, 400 миллиардов долларов, Европейского Союза – 270, Китая – 140 миллиардов. Испуг российских властей, случившийся из-за падения цен на нефть в 2008-2009 годах, вынудил и их заговорить о модернизации и техническом прогрессе. Однако восстановление нефтяных цен быстро расслабило стоящих у кормила власти. Сырьевая составляющая по-прежнему занимает почти половину доходной части российского бюджета. Распродаются остатки госсобственности. Приватизируется почти 900 крупнейших предприятий, включая стратегические. Вместо инвестиций в российскую экономику наблюдается бегство капитала из страны. В 2010 году вывезено более 30 млрд. долларов, а на конец 2011 года прогнозируется цифра в 70-100 млрд. долларов.
В Послании была затронута и международная тема. 

По мнению президента «Прорывные результаты достигнуты в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. С 1 июля этого года в полном объёме начал работать Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, а совсем недавно в рамках СНГ подписан Договор о зоне свободной торговли… Россия принята в ВТО… Одно из самых важных достижений последних лет в сфере международной безопасности – это заключение нового российско-американского Договора об СНВ…» 

Сегодня не только Дмитрий Анатольевич, но и весь политический бомонд выставляют как большое достижение именно присоединение России к ВТО. Они считают, и президент эту точку зрения разделяет, что членство в ВТО создаст более благоприятные условия доступа на мировые рынки российских товаров и услуг, обеспечит возможность использования механизма разрешения споров по защите национальных интересов и устранения дискриминации, позволит реализовать текущие и стратегические торгово-экономи­ческие интересы, гарантирует рост иностранных инвестиций и облегчит технологическую модернизацию экономики, позволит предприятиям России вписаться в мировые технологические цепочки.

Правительство рассчитывает на рост доходов государства за счет увеличения торгового оборота, на снижение безработицы за счет роста экспорта и повышение эффективности внешнеэкономической деятельности.

Чиновники обещают, что и население страны в целом выиграет от членства в ВТО. Дескать, повысится качество жизни граждан и понизится ее стоимость за счет выхода на рынок большого ассортимента более конкурентоспособных товаров и услуг с более низкими ценами и с более высоким качеством и т.д.

Но, к сожалению, сторонники вступления в ВТО мало говорят или вообще замалчивают об оборотной стороне медали, которая отражает весь неизбежный негатив нашего присутствия в этой международной организации.

Для иллюстрации приведем условия, на которых российские переговорщики подписали соглашение о присоединении. В первую очередь необходимо отметить, что Россия в рамках присоединения к Всемирной торговой организации взяла на себя обязательство по итогам переходного периода снизить средневзвешенную ставку импортного тарифа на товары до 7,8% с 10% в 2011 году.

Будут полностью ликвидированы таможенные сборы за ввоз компьютеров и элементную базу. Предусматривается снижение пошлин на бытовую электронику и электротехнику, а также различное технологическое и научное оборудование. Пошлины сократятся и для лекарств. Внутренние цены на энергоносители будут приведены к уровню мировых цен.

Доля иностранного капитала в совокупном капитале страховых компаний может составить более 45%. Доля иностранного участия в уставном капитале российских банков может достигнуть 50%, а в уставном капитале операторов рынка ценных бумаг – до 75%.

Средний сельскохозяйственный тариф будет снижен до 10,8% с нынешних 13,2%, средневзвешенная импортная пошлина на промышленные товары - с 9,5% до 7,3%.

Часть импортных тарифов - более трети - будет снижена с момента присоединения, еще четверть - спустя три года после него. Самый длительный переходный период – от 4 до 8 лет - установлен для мяса домашней птицы, автомобилей, вертолетов и самолетов.
Для говядины импортная пошлина внутри квоты составит 15%, вне квоты - 55%, для свинины - 0% и 65%, для мяса птицы - 25% и 80%.

Что касается отечественного сельского хозяйства, то Россия в рамках присоединения к ВТО взяла на себя обязательство за несколько лет вдвое снизить общий размер субсидий сельскохозяйственным предприятиям. Объем поддержки АПК в2012 г. будет в пределах 9 млрд. долларов, к 2018 году этот показатель сократится до 4,4 млрд.

Ухудшится наполняемость федерального бюджета, поскольку таможенные пошлины формируют до 37% его доходной части, что обострит и без того трудноподъемные проблемы финансирования большинства статей, включая выплаты пенсий, социальных пособий, а также обострит проблемы обслуживания государственного внешнего и внутреннего долга.

Вообще говоря, у России нет никаких стимулов экономического характера для вступления в ВТО. Во-первых, в наследство от СССР ей достались «некоторые благоприятные условия» для осуществления внешней торговли. Россия пользуется режимом наибольшего благоприятствования в торговле практически со всеми основными партнерами, входящими в ВТО.

Во-вторых, структура текущего российского экспорта весьма специфична. Основная экспортная статья – сырье, топливно-энергетические товары, оружие, - и она не является предметом регулирования ВТО, на неё не распространяются какие-либо ограничения, рестрикции со стороны ВТО.

Вступление в ВТО обязательно создаст угрозу не только экономической безопасности, но и самому существованию России. Серьезные проблемы возникнут в области интеграционных процессов стран - членов СНГ и Таможенного союза в связи с необходимостью изменять всю систему предоставляемых в рамках Содружества преференций в области торговли и оказания услуг. Вполне возможно, что Таможенный союз стран СНГ придется распускать. Сегодня правительство РФ декларирует два противоположных экономических курса. Первый ориентирован на создание и защиту нового экономического пространства, объединенного Таможенным союзом, второй – на интеграцию в глобальное неолиберальное торговое сообщество, т.е. в ВТО.


Что касается нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), то его заключение только усугубило проблемы национальной безопасности. Данный договор напрямую затрагивает не только безопасность России, но он может иметь глобальные последствия для всего мира. Прежде всего, по совершенно очевидной причине: этот договор никак не ограничивает развитие противоракетной обороны (ПРО) США. Развитие американской ПРО – это сегодня главная угроза стратегической стабильности в мире. На фоне сокращения ядерных вооружений именно полномасштабная ПРО, к которой стремятся США, создаёт для её обладателя очевидный соблазн нанесения безнаказанного удара из-за противоракетного щита. 

Заявление российской стороны при подписании Пражского договора СНВ-3 о возможном выходе из него при развертывании США ПРО, на сегодняшний день остается пустой декларацией, лишенной какой-либо конкретики. Американцы отнеслась к этому заявлению, как к очередной пустой болтовне, и в ратификационной резолюции американского сената записали, что новый договор СНВ никак не ограничивает США в развитии ПРО. Что под этим подразумевается, четко следует из слов министр обороны США Роберт Гейтса: «Теперь вместо перехвата нескольких отдельных ракет речь идёт о том, чтобы создать систему, способную нейтрализовать сотни баллистических ракет». Кроме США, сотни баллистических ракет в мире есть только у России. Значит, эта система создаётся в первую очередь именно против России. Американский сенатор Маккейн, комментируя заключение договора, прямо называл Россию «сла­бой страной, с которой нет смысла считаться», с «деградирующей демографией», «разлагающей коррупцией», «полностью зависящей от экспорта своих углеводородов». Ну, а как США поступают со слабыми, примеров множество: Югославия, Ирак, Афганистан, Ливия... Кто следующий? Не хотелось бы, чтобы это была Россия…

Довольно много внимания президент уделил так называемой «модернизации политической системы». Что она включает? Вот основные ее положения:
  • Перейти к выборам руководителей субъектов Российской Федерации прямым голосованием жителей регионов;
  • Ввести упрощённый порядок регистрации партий;
  • Отменить необходимость собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу и в региональные законодательные органы;
  • Сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах Президента России;
  • Вернуться к системе выборов в Государственную Думу по 225 одномандатным округам;
  • Будут значительно расширены источники доходов региональных и местных бюджетов;
  • Ввести контроль за расходами лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации;
  • Ввести ограничения на совершение сделок между государственными структурами и коммерческими организациями, в которых крупными акционерами или руководящими работниками являются близкие родственники руководителей соответствующих государственных органов и компаний.
Понятно, что такая «модернизация» - это всего лишь легкий косметический ремонт политической системы, не затрагивающий ее фундаментальных положений. В какой-то мере она проводится с целью учесть результаты прошедших думских выборов.

Большинство пунктов подобной «модернизации» ни на что влиять не могут. Ну, действительно, столь уж важно собирать или не собирать подписи, или как регистрировать партии? 

Принципиальным являются прямые выборы руководителей регионов. Что касается выборов депутатов по одномандатным округам, то этот шаг вынужден. После думских выборов стало совершенно понятным, что голосование по партийным спискам не гарантирует «партии власти» желаемого преимущества. На этот раз, только благодаря чудовищным припискам и другим махинациям, удалось удержать контроль над парламентом страны. Чтобы исключить будущие риски, кремлевские «мудрецы» и предложили вернуться к одномандатным округам, справедливо рассчитывая, что по этим округам победителями будут денежные мешки, поддерживающие власть.

Декларативно звучат некоторые другие предложения. Например, предложение о расширении источников пополнения местных бюджетов. Откуда эти источники вдруг появятся? Налоговая база только сужается, поскольку реальный сектор экономики продолжает деградировать.

Или предложение о контроле за расходами чиновников. Да, это давно надо бы было делать. Но, к сожалению, до сих пор так и не появилось законодательной базы по этой теме, а парламент упорно не желает ратифицировать 20-ю статью международной Конвенции по противодействию коррупции, в которой такой контроль предусмотрен.

Столь же сомнительно и намерение об ограничении на совершение сделок между государственными структурами и коммерческими организациями, в которых крупными акционерами или руководящими работниками являются близкие родственники руководителей соответствующих государственных органов и компаний. 

Дело в том, что в Государственной Думе уже более пяти лет лежит законопроект, предложенный фракцией КПРФ, «Об аффилированных лицах», полностью закрывающий данную проблему. За все это время неоднократные попытки принять данный закон так и не увенчались успехом…

Если оценивать послание президента интегрально, то можно сказать, что это разговор ни о чем. В нем не затронута ни одна действительно животрепещущая проблема. Ни вопросы собственности и социальной справедливости, ни вопросы безопасности, ни социальные вопросы – образования, здравоохранения, молодежи, ни вопросы науки, регулирующей роли государства, приоритетов промышленной политики… Ничего! А это значит, что перемен к лучшему ждать не стоит, тем более, если на президентских выборах победит Путин…

Слушая послание, еще раз убеждаешься, что у власти сегодня нет ни новых слов, ни убедитель­ных сценариев, ни морального авторитета. Все хорошее, о чем отчитался Дмитрий Медведев в идиллическом послании, достигнуто не благодаря, а вопреки политической систе­ме. Власть демонстрирует готовность к компромиссу не потому, что испугалась Болотной площади и проспекта Сахарова (бояться тут, прямо скажем, пока нечего), и даже не потому, что сознает свою нелеги­тимность (плевать она хотела на всякую легитимность). Власть не монолитна внутренне, сама себе надоела и ничего не может предложить.

Наше общество почувствовало моральную тошноту. Народу надоело быть быдлом и иметь быдло в ка­честве идеологов. Общес­тво устало от откровенной русофобии. Страна понимает, что еще шесть лет сползания к тер­риториальному распаду и моральному разложению - роскошь, которую она позволить себе не может. И по­тому она выбирает пробуждение. В пробуждении сознания народа России ее спасение!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.