понедельник, 16 января 2012 г.

Путин – это отец нации, его нельзя в чем-то обвинять.


Путин – это отец нации, его нельзя в чем-то обвинять

Сегодня в 13:30YDAB11222120
Новость на Newsland: Путин – это отец нации, его нельзя в чем-то обвинять
Серое здание с четкими линиями и большими окнами, построенное в 1926 году на Пушкинской площади в Москве для редакции газеты «Известия», может показаться теперь монументальным надгробием тем, кто склонен к проявлению ностальгических чувств.
Последние редакторы уже покинули помещение. Они освобождают место для туристического бюро, языковой школы и небольших контор. 94 года назад газета «Известия» была учреждена как орган петроградских рабочих и крестьян. Это была правительственная газета, но она не была такой ортодоксальной как «Правда», и поэтому ее с удовольствием читала советская интеллигенция. Красный плакат на фасаде «Известий» провозглашал тогда наступление «нового мира». Теперь на размещенном на здании красном плакате написано: «Сдается».

Компания News Media Rus стала владельцем газеты и вместе с ней переехала в другое помещение. В новой редакции работают 100 журналистов, а из 200 прежних сотрудников только 17 сохранили за собой место в новом коллективе. Компания News Media раньше занималась только бульварными изданиями, а также журналами, посвященными стилю жизни. В них сообщается о преступлениях («Сумасшедший убил 81-летнюю предсказательницу»), о свадьбах знаменитостей и удивительных случаях спасения («Лошадь нашла заблудившуюся в лесу трехлетнюю девочку»).

Московские журналисты огорчены кончиной газеты, которую они причисляли к российской качественной прессе. Однако газета «Известия» еще до поглощения находилась в плачевном состоянии. Хотя статистика на первый взгляд и не кажется такой уж плохой. Ее тираж составляет около 100 000 экземпляров и ее регулярно читают 350 000 человек. Но около двух десятилетий назад ее тираж достигал 10 миллионов экземпляров.

«Известия» - характерный пример плачевного состояния российской прессы. В стране больше нет ни одной общенациональной качественной газеты. Только каждый 560-ый россиянин читает менее крупного конкурента «Известий» - ежедневную газету «Коммерсант», которая по российским масштабам считается либеральной и относительно критически настроенной. Помимо некоторых бульварных газет, миллионные тиражи имеют такие издания как «Здоровый образ жизни». Незадолго до развала Советского Союза и непосредственно после этого, когда Коммунистическая партия утратила свою монополию на власть, российский газетный ландшафт расцветал пышным цветом. Политические дискуссии вошли тогда в моду, журналисты имели возможность раскрывать тайные страницы истории. Однако разочарование в демократических преобразованиях, а также борьба за выживание в период начального капитализма привели к тому, что интерес к подобного рода изданиям пропал. Люди хотели отвлечься, и это желание удовлетворяло управляемое государством телевидение. «Это своего рода общественный договор, - объясняет бывший заместитель главного редактора газеты «Известия» Сергей Мостовщиков. – Массы сидят перед телевизором, и плохие новости до них не доходят».

Журналисты привыкли к унижениям со стороны власти

45-летний Мостовщиков принадлежит ко второму поколению сотрудников «Известий». Его отец был известным советским журналистом и работал в этой редакции. Мостовщиков-младший был принят на работу в редакцию в 1989 году, когда ему исполнилось 23 года. «Это было мечтой многих журналистов, - рассказывает  Мостовщиков, – так как «Известия» были самой важной газетой в Советском Союзе». В 1996 году он ушел из газеты и работал в редакции журнала Men’s Health, а также в некоторых других изданиях. В марте 2010 года он вернулся в здание на Пушкинской площади уже в качестве заместителя главного редактора. Однако надежды на новую жизнь газеты оказались несостоятельными, и Мостовщиков пополнил ряды коллектива подавленно настроенных журналистов, привыкших, по его словам, «к унижениям со стороны властей». 

Сменявшие друг друга владельцы внесли свой вклад в развал газеты. В какой-то момент из нее хотели сделать экономическую газету для представителей среднего класса, имеющих автомобиль, два холодильника и 800 евро дохода на члена семьи, а иногда – бульварный листок. В газете за прошедшие десять лет сменились шесть главных редакторов – иногда инициатива исходила от олигархов, иногда – от государственного предприятия (например, от Газпрома). Это зависело от того, кто в конкретный момент обладал большинством на рыночном базаре. Когда в сентябре 2004 года газета рассказала об ужасном завершении трагедии в Беслане и опубликовала большие фотографии с места событий, тогдашний президент Владимир Путин, как говорят, позаботился о том, чтобы главного редактора выкинули на улицу.

Прежде всего на работу берут молодых редакторов, которые не задают много вопросов

После этого газета стала заискивать перед Путиным и его правящей партией «Единая Россия», которая откомандировала одного из своих пресс-секретарей в редакцию. Угодливые редакторы восхваляли марширующие колонны кремлевской молодежи и их лозунги: «Слава России!», «Мы победили!» и «Россия есть правда!» Они даже приписали самоубийство отравленному в Лондоне полонием бывшему агенту секретных служб Александру Литвиненко. Остальные журналисты смирились со своей судьбой. «Редакция после этого утратила любопытство, она перестала быть живой», - говорит Мостовщиков. Это в полной мере относилось и к нему самому: «Я не имел ни малейшего понятия о том, кто были наши читатели, и меня это просто не интересовало».

Компания News Media Rus хочет теперь спасти эту газету. Само издательство сидит в безликом деловом центре, расположенном между фабричным зданием, автомойкой и киоском, где продаются напитки. Глобус в человеческий рост, подаренный газете в середине 90-х годов российским Генеральным штабом, украшает вход в редакцию на девятом этаже. Издатель перенес его из старого здания редакции на Пушкинской площади. Автомат по продаже красной игры – когда-то это было достопримечательностью «Известий» – он оставил на старом месте.

Характерный советский министерский шарм здания с его изношенными мраморными ступенями и красными коврами в бесконечных коридорах, а также люкс в виде отдельных кабинетов и спецбуфетов уступили место чистой функциональности. «В эпоху интернета легче управлять редакциями, размешенными в больших залах, - замечает новый главный редактор «Известий» Александр Малютин. Из его кабинета, представляющего собой коробку из стекла и металла, он через металлические пластины жалюзи может видеть сто своих журналистов. Он взял на работу прежде всего молодых редакторов, которые не задают вопросов. 47-летний Малютин является известным экономическим журналистом. Раньше он работал в «Коммерсанте», а также в русском издании журнала Forbes. Теперь он сидит в своем кабинете под кондиционером, от работы которого тебя слегка пронизывает холод, и, тщательно подбирая слова, говорит о том, что это будет консервативная газета для всей страны. Некоторые предложения он произносит с настоящим усилием и ерзает при этом в кресле. Его издатель Арам Габрелянов – генеральный директор компании News Media - заявил в одном из интервью, что он берет на работу спокойного Малютина, так как в компании должен быть по крайней мере один человек, который не ругается матом.

Габрелянов - армянин, ему 50 лет. В советское время он получил журналистское образование, а затем в ульяновской провинциальной газете познакомился с тем, как работает бульварная пресса. Затем он приобрел целый ряд региональных изданий в крупных российских городах и в 1997 году переехал в Москву, где он создал целую палитру желтых листков, напоминавших по своему стилю британские скандальные издания The Sun, а также News of the World. В качестве образца для подражания Габрелянов назвал однажды и их издателя Руперта Мердока.

Малютин так объясняет стоящие перед ним задачи: «Марка «Известий» все еще популярна во всей стране, и мы хотели бы вновь сделать серьезный продукт, который бы соответствовал этому уровню». Со старой редакцией сделать это было уже невозможно – слишком много редакторов просто сидели и ничего не делали. «Разве это нормально, когда из 130 журналистов только 30 что-то еще пишут, а остальные черт знает чем занимаются?» - возмущенно заметил Габрелянов в одном из интервью. Старые сотрудники известий писали аналитические материалы и большие статьи, а сегодня, по словам Малютина, «журналисты пишут более короткие тексты и больше внимания уделяют сенсационным темам».

Новый редактор с восторгом говорит о планах работы своего онлайнового издания – таким образом он хотел бы получить в качестве читателей молодых и ориентированных на карьеру россиян. «Вебсайт газеты в последнее время превратился просто в архив, - объясняет Малютин. – Теперь мы создали фабрику статей, которые пишутся в реальном времени и затем размещаются в интернете. Кроме того, существует также служба печати, которая берет тексты из вебсайта и готовит их для бумажного издания». Печатная газета «Известия» превращается в своего рода корзину для текстов из интернета, поступающих из цифровой фабрики по производству статей.

Путин – это отец нации, его нельзя в чем-то обвинять

Издатель Габрелянов намерен при помощи «Известий» и серьезной журналистики улучшить свой несколько подпорченный имидж. Но, возможно, это будет и политический проект – газета принадлежит медиа-холдингу Юрия Ковальчука. Он является другом Путина, а с 1994 по 1996 год он был заместителем мэра Санкт-Петербурга. Как считают сейчас московские журналисты, новый проект должен быть запущен перед парламентскими выборами, которые состоятся в декабре. Примет ли после этого Путин участие в президентских выборах – пока совершенно не ясно, и это сейчас популярная тема для заключения пари в Москве. В любом случае издатель Габрелянов уже однажды заявил о том, что премьер-министр Путин, президент Дмитрий Медведев и глава Русской православной церкви патриарх Кирилл – это табу: никакой критики! «Путин – это отец нации, его нельзя в чем-то обвинять», - полагает Арам Габрелянов.

Его главный редактор вроде бы с ним не согласен, но на самом деле это не так. «Конечно, Путина можно критиковать, но нужно очень точно отделять критику от оскорблений и политических нападок», - считает он. А где граница? Границу проводит главный редактор, и он утверждает: «Я политически нейтрален». На стене его кабинета висит фотография в рамке, на которой изображены вместе Путин и Медведев. Прекрасно сбалансированная позиция.
Источник: xpressa.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.