четверг, 8 августа 2013 г.

ПОЛИТИЗИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ КАНОНИЗИРОВАТЬ.

Яна Бражникова
8 августа 2013 г.
версия для печатиотправить email
ПОЛИТИЗИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ КАНОНИЗИРОВАТЬ.   
Эксперты просят "не политизировать фигуру о.Павла Адельгейма". Потому как само понятие "политика", "политизировать" используется в значении, вывернутом наизнанку. Между тем, христианство может быть только политическим. Да и сам о. Павел отстаивал право общин на политию, несводимую к монополии и эксплуатации...


Уже десять лет мы вынужденно наблюдаем бесконечную партию (чемпионат?) по пинг-понгу между двумя как бы очевидными "центрами силы": "политическим" и "духовным" ("секулярным" и "сакральным", "государственным" и "церковным", "атеистическим" и "религиозным" и т.д.). Наблюдаем и удивляемся: когда же кончится этот сон с продолжением, в котором оба соперника являются одним и тем же лицом, идеей, концептом?!


Вот и теперь знакомый сценарий заработал: эксперты просят "не политизировать фигуру о. Павла Адельгейма". Потому как само понятие "политика", "политизировать" используется строго в значении, вывернутом наизнанку.


Откровенно говоря, я не знаю, кто сегодня может "политизировать" о. Павла больше, чем за всю свою жизнь это сделал он сам. Не говоря обо всем известной "публичной деятельности" с очевидными для оппонентов "политическими мотивами" — он до последнего дня "держал повестку" — комментируя все актуальные обсуждаемые поводы — вплоть до недавнего акта брендирования Крещения Руси — точнее, т.н. "Второго Крещения" на Первом канале...


Однако даже здесь — когда вся жизнь "на ладони" — то есть публичнаполитична в собственном смысле этого слова — нам будут говорить, что "все не так просто", "не надо политизировать". Потому как предполагается, что "политизация" – это ведь нечто заведомо греховное, особенно с точки зрения духовности, православия...


Как критика "политизации" будут читаться и строки самого о. Павла. Известно его постоянное напоминание о недопустимости "огосударствления" Церкви, идеологизации православия, в том числе современного "политического православия". В этом с ним могли бы согласиться "консервативные" батюшки — монархисты, традиционалисты, православные имперцы да и националисты, спешащие всех переправить на небо — подальше от политии — "мира, во зле лежащего", если бы о. Павел заведомо не был бы для них неприемлем "по политическим же мотивам" — как "демократ, либерал, экуменист " ... и т.д.


"Политическое православие" как явление и в самом деле довершило процесс демонизации чего бы то было "политического". И это при том, что ни к Политическому, ни к Православию это явление не имеет никакого отношения. Это именно что антиполитийное, лоббистское, ураническое, клерикальное явление, манипулирующее «церковью» против церкви, против экклесии и политии.


Христианство может быть только политическим. Православие каким оно было и есть невозможность схоластического противопоставления телесного и духовного, политического и религиозного, секулярного и сакрального и т.д. И кафолическая церковь, пройдя сквозь историю становления, проектирования этих псевдо-оппозиций, сегодня возвращает Христа, Политию, Ортодоксию — в том числе через обличение греха "аполитичности", "духовности", "религиозности". Через призыв к восстанию, к протесту, к революции...


Политизировать сегодня стало означать "капитализировать" — извлечь символическую прибыль. Или "монополизировать", "приватизировать" и т.д.


В то время как политияполитическоеполитизация — по самому смыслу этих понятий как раз и составляют альтернативу капиталу, монополии — духовной, финансовой, властной, какой угодно.


То, что отстаивал о. Павел, и есть "политизация" церковной жизни — полития общин, несводимая ни к какой монополии, эксплуатации, использованию... Можно упрекнуть эту позицию в романтизме (но от этого упрека не свободна ни одна из возможных сегодня позиций!), но никак не в "неканоничности" и уж никак не в "аполитичности".


Возвращение к канонам — вопреки наивности консерваторов-модернистов, обличающих неканоничность "обновленцев" и проч. и не замечающих собственного неосознанного обновленчества — возможно лишь через восстановление в правах Политии.


Политическое — единственный признак и критерий канонического.


Любые другие пути лежат через комичное морализаторское выхолащивание истории или же трагическое выжигание самих себя до чистоты Освенцима...


Источник:   http://pravaya.ru/comments/23180/





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.