Сосредоточение ресурсов в крупнейших российских мегаполисах мешает экономическому развитию страны. Роль средних по размеру городов с населением от 150 тысяч человек постоянно снижается, они слабо развиты экономически, малопривлекательны для населения и недополучают инвестиций. В других странах наблюдается обратная тенденция, и вклад средних городов в экономику увеличивается, рассказали Константин Криничанский и Анастасия Унрау в докладе, представленном в НИУ ВШЭ
В работах последних лет ключевые выводы, касающиеся перспектив роста российских городов, оказываются негативными, рассказали исследователи. Если в 2007 году в списке City-600 (речь о 600 крупнейших городах мира, производящих 60% глобального ВВП), составленном исследовательской организацией Mc Kinsey Global Institute (MGI), были представлены 13 российских городов, то в 2011 году лишь пять из них – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск, Тюмень. Из списка «выпали» Казань, Пермь, Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Челябинск, Уфа и Омск. Прогноз темпов роста этих городов и их вклада в экономическое развитие оказался слабее, чем у городов других стран.
Примечательно, что в списках City-600 среди российских городов нет ни одного, который бы не являлся центром субъекта РФ или не обладал бы федеральным столичным статусом, заметили Криничанский и Унрау. Также в список MGI не попал ни один российский город с населением менее 600 тысяч человек, то есть по размеру меньше, например, Тюмени, хотя исходный критерий выборки – города с населением от 150 тысяч человек.
Криничаский и Унрау изучали характеристики поселенческой структуры и вклад различных категорий поселений в ВВП страны. Они выдвинули гипотезу о том, что в России основной вклад в ВВП вносят крупные и крупнейшие города (как и в других странах). Но если во всем мире растет роль «вторых» городов (это города с населением свыше 150 тысяч человек за исключением двух крупнейших городов страны), то в России эта тенденция не просматривается. «Для накопления и последующей реализации “вторыми” городами потенциала динамичного роста недостаточно предпосылок», – отметили исследователи.
России не хватает «вторых» городов.
Авторы предприняли попытку расчета валового муниципального продукта (ВМП) российских городов с числом жителей свыше 100 тысяч человек на 1 января 2011 года. Для этого на основе информации Росстата была сформирована база данных, включающая показатели численности населения, количества занятых и инвестиций в основной капитал таких городов. Далее, используя метод факторной оценки, описанный в работах А. Лопатина, А. Набиева, В. Силинцева и А. Татаркина, в который были внесены изменения, необходимые для исключения проблем выбора шкалы измерения исходных данных, были получены оценки ВМП 165 российских городов.
Дальнейший анализ проводился по нескольким направлениям.
Авторы вычислили вклад в ВВП отдельных категорий поселений (столиц, тридцатки крупнейших городов за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, других крупных городов) с последующим сопоставлением оцененной структуры производства ВВП с соответствующими измерениями MGI. Оказалось, что в России экономическая роль «вторых» городов гораздо менее заметна по сравнению с остальными категориями поселений.
«Если в США на тридцатку крупнейших по вкладу в национальный выпуск городов приходится треть всего населения страны и 37% ВВП, то в России это только 16,04% населения и 15,6% производимого ВВП», – сравнивают результаты авторы работы. Вклад «вторых» городов в совокупности в создание ВВП России оценивается в 27,58%, что кардинально отличается от сопоставимого показателя в других странах и регионах: в США он составлял в 2010 году 70%, в Западной Европе – 54%, в Японии – 36%.
Рисунок 1. Показатели концентрации численности населения и вклада в ВВП различных категорий поселений, %, 2010. Критерий крупных городов: свыше 100 тысяч человек.
|
|
а) концентрация населения в городах и иных поселениях. |
|
б) концентрация ВВП в городах и иных поселениях.
|
2 крупнейших города по ВВП Другие 30 крупнейших городов по ВВП Другие крупные города (свыше 100 тыс. человек) Некрупные города и сельская местность
|
Источники: Россия – расчеты авторов; иные регионы – Mc Kinsey Global Institute
Отставание будет расти.
К 2025 году, по прогнозу MGI, наибольший вклад в рост ВВП России (39% или 3,94 трлн долл. на всем горизонте прогноза) привнесут крупные города численностью свыше 200 тысяч человек (исключая Москву и Санкт-Петербург). Криничанский и Унрау не соглашаются с такой позицией. «По нашим оценкам, в настоящее время вклад таких городов в ВВП составляет только порядка 23%. Для того, чтобы эта цифра росла опережающим темпом, требуется, как минимум, соответствующее перераспределение ресурсов, – отметили они. – В части населения это точно не произойдет. Текущее положение дел в экономике и проводимая политика не создают условий для роста населения в крупных городах».
Напротив, в последнее десятилетие происходит сокращение населения в подавляющем большинстве городов за исключением миллионников. Для исправления этой тенденции нет предпосылок ни в части естественного прироста населения, ни в части миграционного притока. Также нет значимых предпосылок для притока инвестиций в таком объеме, чтобы обеспечить вклад в достижение указанного MGI прироста, считают ученые.
Между тем, данные Криничанского и Унрау говорят о том, что, если прогноз MGI окажется верным не для России, а для других экономик, это создаст предпосылки для большего отставания экономического развития России по сравнению с другими странами (Китай, США, Евросоюз). Эти государства смогут извлечь гораздо больше преимуществ из пространственных факторов роста. «Россия представляется аутсайдером в свете анализа тенденций современного урбанистического мира, так как, в частности, не обнаруживает усиления роли “вторых” городов в экономическом развитии», – полагают авторы исследования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.