воскресенье, 22 декабря 2013 г.

Как провести пикет, чтобы не было мучительно скучно.

Как провести пикет, чтобы не было мучительно скучно.    

Дата: 22.12.2013 г. Добавил: rkrp.rpk.kirov
Печать E-mail
Пособие для активистов.


Российский закон о собраниях – классический образец подмены понятий. В полной мере это относится к такой форме публичных акций, как пикетирование. Если бы вы попробовали провести в нашей стране picketing в английском или американском смысле этого слова, то, вам грозил бы, как минимум, административный арест. 


Практика пикетирования связана с традициями профсоюзной борьбы. Англоязычная Википедия определяет пикет как «форму протеста, в которой люди (пикетчики) собираются снаружи рабочего места или места, где происходит какое-либо событие. Часто это делается с целью отговорить других от прохождения туда (пересечения линии пикета – picket line), но также и с целью привлечь общественное внимание к проблеме. Обычная тактика пикетчиков – ненасилие». Однако во время забастовок пикеты нередко перерастают в схватки (не только словесные) между бастующими и штрейкбрехерами.


Пикет в российском понимании есть нечто совершенно иное: обычно это стояние группы людей с плакатами, во время которого участники могут произносить речи или скандировать, но (единственное отличие от митинга) – без использования звукоусиливающей аппаратуры. Разумеется, на легальном, т.е. проходящем под надзором полиции, пикете не может быть и речи о том, чтобы не пропускать кого-то куда-то или хотя бы оказать на входящих моральное воздействие. Наоборот, обычной практикой полиции является требование отойти подальше от входа в пикетируемое здание или с тротуара, чтобы «не мешать проходу граждан».

Не существует в России и четкой привязки пикета к пикетируемому объекту – у судов и ряда других учреждений собрания запрещены в принципе. Довершает дело обыденный произвол чиновников, ограничивающих места проведения акций безлюдными скверами или другими подобными «загонами». Таким образом, в российской практике пикетирование как форма действия старательно выхолощено.


Скромное обаяние пикета.


 Тем не менее, пикеты остаются, пожалуй, наиболее распространенным видом протестной активности. Тому есть несколько причин:


В отличие от митинга, уведомление о проведении которого по закону нужно подавать минимум за 10 суток, пикет согласовывается минимум за три рабочих дня. Одиночный пикет (о нем речь ниже) вообще не требует согласования. Таким образом, с помощью пикета можно оперативнее отреагировать на какое-либо событие. 

В отличие от митинга или шествия, успех которых зависит, прежде всего, от численности (См. статью «Митинг: от ритуала к осмысленности»), пикет не предполагает массовой мобилизации и, следовательно, не требует почти никаких затрат при подготовке.

    Проведение одиночных пикетов позволяет обойти препятствия, неизбежно возникающие при согласовании более массовых акций с чиновниками, в том числе – избежать «географических» ограничений. Довольно популярным (но, после внесения в 2012 году поправок в закон о митингах, рискованным) способом обойти чиновничьи рогатки являются т. наз. «серии одиночных пикетов», когда пикетчики располагаются на определенном - согласно практике, сложившейся у в Питере – 50 м. - расстоянии друг от друга. Если полицейские решат усмотреть в этих – формально, одиночных – пикетах общий план и повод, то пикетчики могут быть задержаны как участвующие в несанкционированной акции, но на практике серии одиночных пикетов по-прежнему проводятся. 


Почему «пикетомания» - это плохо.


В то же время, у пикетов есть и большие минусы, которые делают чрезмерное пристрастие к пикетам – «пикетоманию» - опасной активистской болезнью.

Стандартный пикет представляет собой чрезвычайно скучное, маловыразительное мероприятие, как с точки зрения журналистов, так и с точки зрения потребителей информации и самих активистов. Десять человек с плакатами, как правило, не представляют интереса для СМИ или аудитории соцсетей. Что касается прохожих, оказавшихся рядом с пикетчиками, то рассчитывать, что кратковременный, случайный контакт произведет на них какое-то впечатление, можно лишь при определенных условиях. Наконец, слишком частое повторение одних и тех же рутинных действий, не приносящих видимого эффекта и удовлетворения, деморализует и самих активистов, что отнюдь не способствует росту членства. 


Значит ли все это, что от пикетов нужно отказаться в принципе? Думаю, нет. Просто при выборе тех или иных форм агитации нужно четко понимать и проговаривать с товарищами, какого результата вы хотите добиться акцией и каким образом можно нейтрализовать негативные стороны каждой из этих форм. 


Итак, пикет – это простейшая, элементарная форма политического высказывания. Что может сделать его весомым и эффективным, если отпадает такой важный показатель, как массовость?


Четкий message.


Необходимо всегда тщательно продумывать, ЧТО и КАК вы хотите сказать. Это значит, что у вас должно быть простое и ясное для окружающих и СМИ, реалистичное требование, сформулированное просто и емко. Ошибкой активистов является чрезвычайная размытость требований и невнятность их изложения. Например, недавно я участвовал в пикете феминисток с требованием принятия закона против домашнего насилия и ратификации Россией международной конвенции, регламентирующей подобные меры.

Цель акции была вполне конкретной, но не было ни листовок, объясняющих непосвященным смысл протеста, ни плакатов, прочитав которые можно было бы понять, что, собственно, происходит. Точнее, плакаты были, но их содержание было настолько общим и пестрым, что понять, против чего и, главное, за что выступают пикетчики, было невозможно. Мой совет: оценивайте все, что вы говорите, пишете или делаете публично с точки зрения непосвященного, смотрите на себя со стороны!


 При формулировании требований и лозунгов важно, чтобы их содержание и форма были адекватны поставленной цели. Иногда чрезмерно радикальные фразы могут повредить, дав возможность вашим оппонентам выставить вас безответственными экстремистами и маргиналами. Часто словесная сдержанность или ирония лучше оттеняют красноречивые факты, чем самые резкие выражения.


Правильный выбор адресата.


Ваш message должен быть кому-то адресован и рассчитан на определенный эффект. Перед проведением акции обязательно задумайтесь: кому вы ее адресуете, что ваш адресат/адресаты должен сделать и что вы рассчитываете получить на выходе?


Цели и аудитории могут быть самыми разными. Поскольку акция – это послание, то вполне уместно провести аналогию с жанрами публицистики:

  • Акция, главным адресатом которой является ваш противник, а целью – выполнение вашего требования (петиция, письмо протеста, ультиматум)

  • Акция солидарности, когда главный адресат – тот, кому вы сочувствуете, а цель – моральная или иная поддержка (письмо солидарности)

  • Агитационная акция: ваш адресат – определенная группа людей, а цель – побудить их к конкретному действию (листовка).

  • Акция, задача которой – определенным образом воздействовать на общественное мнение, популяризировать вашу точку зрения (публицистическая статья, памфлет).

 Если вы проводите в каком-нибудь укромном сквере пикет с требованием немедленной отставки Путина, вы лишь зря выставляете себя в смешном свете. Если же ваша цель, к примеру, нанести удар по имиджу злобной корпорации, чтобы заставить ее прекратить давление на профсоюз, и с этой целью пикетируете ее фирменные магазины или выставку, где представлена ее продукция, вы – на правильном пути. Почему? Потому что: а) цель конкретна и осуществима б) осуществление цели зависит от объекта воздействия в) вы выбрали болевую точку (имидж, брэнд) г) вы оказались в нужное время (напр., пик продаж) в нужном месте (магазины, дилерские центры).


Перед проведением акции ответьте на следующие вопросы:
  • От кого зависит решение вашей проблемы (это может быть конкретный чиновник, работодатель, депутат)?
  • Что должен сделать ваш объект для решения проблемы?
  • В чем состоит его уязвимость (репутация, имидж, предстоящие выборы и т.п.)?
  • Какие методы воздействия будут наиболее эффективны?

Адресатами вашей акции могут быть не только представители власти или бизнеса, но и те, с кем вы солидаризуетесь (например, профсоюзные активисты, политзаключенные). В этом случае ваша цель – оказание моральной, материальной, информационной поддержки, а также вовлечение других людей в кампанию солидарности.


  Эта цель может быть основной или привходящей. При этом важно помнить, что пикет – далеко не единственный и не самый эффективный способ проявить солидарность. Скажем, для сбора средств в помощь политзэкам лучше провести благотворительный концерт, вечеринку, поэтический вечер. Но во многих случаях (например, когда действовать нужно быстро) пикет будет самой целесообразной формой. В этом случае очень важны такие вещи как географический охват и эмоциональный контакт. Лучше, если ваш пикет является частью межрегиональной или международной кампании солидарности, проходящей везде в одно и то же время. Вы также можете использовать пикет, чтобы написать письмо, открытки или заснять видеообращение к тем, кого хотите поддержать. Помните: если у вашего пикета есть конкретная, осязаемая цель (написать письма, собрать деньги и т.п.), вам будет легче мобилизовать на него людей.


  Наконец, вы можете поставить своей задачей агитацию случайных прохожих или конкретной группы людей (например, рабочих завода, идущих на смену). В обоих случаях важна возможность вступить с вашей аудиторией в контакт (напр., раздавать листовки, собирать подписи, разговаривать). Присутствие полиции или службы охраны предприятия может затруднить такой контакт. Поэтому подумайте: может быть, вам не так уж необходимы флаги и плакаты, и вместо пикета можно ограничиться простой раздачей агитматериалов? Одиночный пикет в сочетании с раздачей листовок или сбором подписей также может быть неплохой идеей, ведь согласованную акцию на людном перекрестке вряд ли дадут провести.


  Для того чтобы агитация была эффективной, она должна быть систематической и прицельной. Например, если вы хотите агитировать трудящихся на проходной, единичного выхода с листовками будет явно недостаточно. Нужно, чтобы люди привыкли к вам и вашим материалам. У вас должны появиться свои информаторы. Листовки обязательно должны включать в себя сведения, актуальные для работников (например, критика действий работодателя, случаи несправедливости на производстве, успешный опыт борьбы рабочих других предприятий) и, что особенно важно, конкретные рекомендации (к примеру, создание профсоюза).


  Если вы проводите пикет на улице (т.е. аудиторией являются случайные прохожие), вашей целью может быть достижение эффекта узнавания. В этом случае вы можете выбрать одно людное место, скажем, у станции метро, один день недели и время, и выходить туда регулярно с символикой и агитматериалами организации.


  Не повторяйте одно и то же действие до бесконечности, если оно не дает результатов. Результаты кампании оцениваются количественно: такое-то число новых контактов, собранных подписей или сумма денег.


Как привлечь СМИ?


Одним из адресатов вашей акции, как правило, являются СМИ (точнее, их аудитория). Медиа служат необходимым передаточным звеном для вашего высказывания. В этом случае вам придется поломать голову над тем, чем «заманить» журналистов на ваш пикет и как сделать так, чтобы ваше послание было, как можно меньше искажено при передаче.


Что может привлечь к вашему пикету внимание СМИ.


Актуальность проблемы. Журналисту важна история, конфликт. Ваш пикет может стать частью этой истории. Станет ли ваша акция информационным поводом или нет, зависит от актуальности, оригинальности стоящей за ней истории с точки зрения СМИ. Логика медиа, когда одни темы вызывают неизменный ажиотаж, а другие – замалчиваются, может казаться нам абсурдной, но не считаться с ней мы, увы, не можем.   


Субъект высказывания. Подача информации «из первых рук» исключительно важна для СМИ. Поэтому, если в вашем пикете участвуют непосредственные участники конфликта, ставшего его поводом (бастующие рабочие, родственники политзаключенных и т.д.), это повышает значимость акции. Одним из наиболее резонансных пикетов, в которых я участвовал, была акция молодых мам, уволенных работодателями и оставшихся без детских пособий.

Что привлекло внимание журналистов, властей и общественности? Во-первых, удачно выбранное время (накануне 8 марта), во-вторых, участие самих матерей с детьми (несправедливость по отношению к детям всегда вызывает бурю эмоций), в-третьих, удачный лозунг: «Не надо цветов, подарите закон!» и яркая и шумная форма акции. Привлечь внимание СМИ может и присутствие известных личностей: депутатов, деятелей культуры.


Креатив. Если ваша акция красиво «упакована», тем больше шансов, что она будет замечена на фоне информационного мусора и дойдет до адресата. Для современного человека характерно «клиповое мышление», когда картинка, емкий, лаконичный образ имеют первостепенное значение. Поэтому, если мы хотим привлечь внимание к нашим идеям и требованиям, без театрализации, акционизма, перформанса и прочих заимствований из сферы современного искусства, рекламы и масс-культуры – не обойтись. Разумеется, пикет в его традиционном виде (кучка людей, мерзнущих на улице с плакатами) совершенно не соответствует этим требованиям. Однако юридическая форма пикета может вам пригодиться, если вы хотите провести некое уличное действо и привлечь на него относительно большое количество людей и СМИ.


Вот некоторые примеры успешных акций такого рода:




Некоторые практические советы.


  При подготовке к любой публичной акции самым важным является оповещение потенциальных участников и СМИ. Прежде всего, вы должны подготовить и разослать пресс-релиз (его текст, возможно, с незначительными поправками, послужит также анонсом акции). Подробнее о том, как написать эффективный пресс-релиз, читайте ЗДЕСЬ. Чтобы разослать релиз, вам необходимо иметь под рукой постоянно пополняемую базу контактов СМИ. Рассылать релизы следует как минимум дважды: за 2-3 дня до акции и накануне.


За неделю или, как минимум, за 4-5 дней до мероприятия вы должны начать оповещать о ней возможных участников. Обычно для этого служат встречи в социальных сетях, личные письма, обзвон.   


Сразу после акции, лучше - в течение пары часов – разошлите по СМИ пост-релиз (информационное сообщение о прошедшем событии), обязательно – с фотографиями и желательно – со ссылкой на видео. Текст сообщения можно подготовить заранее. Не забудьте разместить его в соцсетях и на сайте. Чем скорее вы это сделаете, тем лучше.


Помните: если вы провели удачную акцию, это еще не значит, что дело сделано. Конечным продуктом является информация.
Просмотров 23



Источник:     http://rkrp-rpk.ru/content/view/10337/62/





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.