среда, 11 июля 2012 г.

Магнитский, Сергей. Биография.

Магнитский, Сергей.


Консультант инвестиционного фонда Hermitage Capital Management, погибший в 2009       году в СИЗО "Матросская тишина"


Управляющий партнер и глава подразделения по налоговым консультациям консалтинговой компании Firestone Duncan, налоговый и юридический консультант инвестиционного фонда Hermitage Capital Management, арестованный в 2008 и скончавшийся в СИЗО "Матросская тишина" в 2009 году.


Сергей Леонидович Магнитский родился 8 апреля 1972 года в городе Одессе [23], [28]. В 1995 году он начал работать аудитором в консалтинговой компании Firestone Duncan (ЗАО "Файерстоун Данкен", Firestone Dunken) [39], [32], [23], которая была основана за два года до этого Джеймисоном Файерстоуном (Jamison Firestone) и Терри Данканом (Terry Duncan) и занималась налоговым консультированием и аудитом [54], [47]. Известно, что впоследствии Магнитский стал управляющим партнером компании и главой ее подразделения по налоговым консультациям [44], [47], [38], [39]. Одним из клиентов Firestone Duncan был российский филиал основанногоУильямом Браудером (William Browder) инвестиционного фонда Hermitage Capital Management (HCM, член международной банковской группы HSBC), который в начале 2000-х годов называли крупнейшим в России и одним из самых прибыльных в мире [45], [52]. В 2009 году представители Firestone Duncan утвержали, что Магнитский впервые начал оказывать услуги Hermitage в 2001 году [46].



Известно также, что Магнитский был генеральным директором основанного в 1998 году ЗАО "Джейсон и аргонавты". По одним данным, компания занималась прокатом различной техники [57], [58], , а по другим - "предоставляла сервисы в импортно-экспортной активности" [56]. Инвестором фирмы "Джейсон и аргонавтов" была зарегистрированная на острове Мэн компания New Market Consulting Limited [53], [56].



В 2007 году в Hermitage и обслуживавшей ее Firestone Duncan начались обыски, вызванные подозрениями в создании схемы уклонения от налогов при помощи разветвленной сети дочерних организаций. В ходе обысков были изъяты документы, компьютерные данные и печати трех российских организаций фонда Браудера [51], [28], [48], [25]. Сразу после этого фонд продал все свои российские активы [25], [45], [37]. По версии следствия, дочерними компаниями фонда незаконно покупались акции стратегических российских предприятий, в том числе "Газпрома", "Сургутнефтегаза" и "Роснефти". Тогда представители Hermitage объявили, что МВД осуществило рейдерский захват трех ее дочерних компаний, воспользовавшись изъятыми в ходе обыска печатями и документацией [49], [37].




 Сразу после обысков в 2007 году Магнитский начал независимое расследование с целью защитить интересы инвестиционного фонда и выяснил, что 5,4 миллиарда рублей налогов, уплаченных захваченными дочерними компаниями инвестиционного фонда в 2006 году, были изъяты из российской казны преступниками как "излишне уплаченные" [43], [37], [42], [23], [28], [38], [29]. Также Магнитский дал показания о том, что сотрудники правоохранительных органов незаконно завладели движимым имуществом Hermitage [44]. Тем не менее в 2008 году Браудеру и управляющему российским отделением инвестиционного фонда Ивану Черкасову заочно были предъявлены обвинения в неуплате налогов, следствием они были объявлены в международный розыск [43], [45], [47], так как Черкасов уехал из России летом 2007 года, а Браудеру был запрещен въезд в страну с 2005 года [50]. В СМИ высказывались предположения, что именно покупка акций нефтяных компаний и спровоцировала давление на фонд [51].




27 ноября 2008 года Магнитский был арестован по делу Hermitage. Ему инкриминировалось содействие в уклонении организации от уплаты налогов в особо крупном размере (часть 2 статьи 199 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая до шести лет заключения): по сведениям следственных органов, в 1999-2000 годах тот участвовал в создании схемы по незаконной покупке двух процентов акций "Газпрома" (по действовавшему тогда законодательству, только 20 процентов акций компании могли принадлежать иностранным инвесторам, и этой квоты Hermitage не хватало). Для этого Магнитский прибыл в 1999 году в Калмыкию, где договорился с руководителем местного Фонда ветеранов войны в Афганистане о том, чтобы трудоустроить нескольких инвалидов на должности финансовых аналитиков в основанных Браудером ООО "Дальняя степь" и ООО "Сатурн инвестментс", благодаря чему компании получили налоговую льготу и осуществили покупку, а затем продажу Hermitage акций "Газпрома", уплатив при этом налог на прибыль по ставке 5,5 процентов вместо 35 процентов. Всего в результате этих действий, по данным следователей, бюджет недополучил 522 миллиона рублей [31], [46], [45], [32], [33].



В качестве меры пресечения Магнитскому было применено заключение под стражу. Как заявили в МВД, эта мера была выбрана, поскольку следователи опасались, что обвиняемый может уехать за границу: по данным следствия, незадолго до этого он подал документы на визу в посольство Великобритании. Между тем в деле Магнитского содержалось письмо из посольства о том, что визу ему не оформляли [32], [45], [28].



Магнитский был помещен в следственный изолятор номер 5, где в течение пяти месяцев его несколько раз переводили из одной камеры в другую. В апреле 2009 года его перевели в следственный изолятор "Матросская тишина". В июле того же года у него выявились проблемы со здоровьем, и был поставлен диагноз "калькулезный холецистит", позже врачи обнаружили камни в желчном пузыре обвиняемого. В конце июля Магнитского перевели в Бутырский следственный изолятор, в котором состояние здоровья Магнитского еще больше ухудшилось, в частности, из-за отсутствия больницы при СИЗО [23], [25], [28].




Магнитский и его адвокаты отправили более 450 жалоб - в них были зафиксированы плохие условия содержания (в частности, отсутствие туалета и кипятильника) и то, что юристу не передавали лекарства, которые приносила ему мать, Наталья [38], [23], [25], [36]. 13 октября 2009 года Магнитский подал жалобу о том, что с ведома следствия ему создаются невыносимые условия содержания [28], [23], и вскоре повторно заявил о мошеннической схеме по "возврату" долгов Hermitage, при этом даже назвав фамилии [25], [38], [23], [30]. По мнению Магнитского, дело против него было "местью" правоохранительных органов за найденные им свидетельства коррупции. Помимо этого, по его словам, следствие предлагало ему сделку: освобождение или условный срок за показания против Браудера [30], [25].




13 ноября 2009 года Тверской суд Москвы отказал Магнитскому в замене меры пресечения, оставив его в СИЗО. При этом, как впоследствии выяснилось, не были учтены его жалобы о плохом самочувствии [36], [23]. 16 ноября с утра состояние Магнитского ухудшилось и ему потребовалась госпитализация. В конце дня он был доставлен в госпиталь при СИЗО "Матросская тишина", по словам врачей и сотрудников СИЗО, в нормальном состоянии. Там хирургом ему был поставлен диагноз "панкреатит", однако затем врачи, сославшись на неадекватное поведение Магнитского, вызвали психиатров, которые приковали юриста к креслу. Магнитскому не была проведена срочная операция, и уже в 21:50 врачи засвидетельствовали смерть от разрыва поджелудочной железы в результате панкреонекроза, однако потом следствие заявило, что Магнитский умер от сердечного приступа [25], [28], [23], [31], [38].



Сразу после его смерти представители следственного комитета МВД РФ заявили, что Магнитский на здоровье не жаловался и ходатайств об освобождении по состоянию здоровья не подавал [32], [38], [31], однако мать погибшего заявила, что ее сына "травили" [35], а адвокаты - об исчезновении части дневников и тюремной переписки Магнитского, включая его жалобы на условия содержания [34]. 28 декабря 2009 года Общественная комиссия по контролю за обеспечением прав заключенных опубликовала доклад с выводом о том, что к смерти юриста привело "создание бесчеловечных, унижающих человеческое достоинство, сравнимых, по сути, с пытками, условий содержания" [23], [24]. Через некоторое время дело против Магнитского было закрыто следственным комитетом при МВД "по нереабилитирующим обстоятельствам" [7].



Смерть юриста привела к громкому международному скандалу. 24 ноября председатель совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова на встрече с президентом России Дмитрием Медведевым попросила разобраться с обстоятельствами гибели юриста [31], [41]. Следственным комитетом при прокуратуре РФ (СКП РФ) после этого было возбуждены уголовные дела по статьям 124 ("неоказание помощи больному") и 293 ("халатность") [31]. По итогам служебного расследования, глава Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Александр Реймер отправил 11 декабря 2009 года в отставку главу московского управления ФСИН Владимира Давыдова и начальника Бутырского следственного изолятора Вадима Магомедова [26], [27].



В середине июня 2010 года Файерстоун объявил о том, что передал в Департамент собственной безопасности (ДСБ) МВД РФ документы, в которых значилось, что семья подполковника милиции Артема Кузнецова, инициировавшего дело против Магнитского, за последние 3 года потратила около 3 миллионов долларов на покупку движимого и недвижимого имущества, притом, что зарплата самого Кузнецова составляла 850 долларов в рублевом эквиваленте. Файерстоун заявил, что Кузнецов сфабриковал дело против Магнитского и занимал ключевую роль в хищении денег из российского бюджета [22], [55].
29 июня 2010 года была завершена повторная экспертиза причин смерти Магнитского, которая подтвердила, что он умер от острой сердечной недостаточности. Вместе с тем экспертиза показала, что в СИЗО ему оказывалось недостаточная и ненадлежащая медицинская помощь [21]. Однако в сентябре 2010 года СКП РФ сообщил, что "причинно-следственной связи между действиями врачей изоляторов и наступившими последствиями судебно-медицинскими экспертами не установлено". Несмотря на это, срок следствия по делу о смерти Магнитского решено было продлить [20].



С начала 2011 года собственное расследование дела Магнитского по поручению президента Медведева проводила также рабочая группа комиссии по правам человека при президенте РФ. Как сообщила в апреле 2011 года газета "Ведомости", эта группа пришла к выводам о значительных нарушениях, допущенных правоохранительными органами и судом как при формулировке и рассмотрении обвинений против юриста, так и при его содержании в СИЗО [16]. В это же время Следственный комитет РФ (в который в конце 2010 года был преобразован СКП РФ [18]) заявил, что проведение его расследования "объективно носит длительный характер и не окончено" [17].



4 июля 2011 года, за день до того, как совет по правам человека должен был представить президенту результаты предварительного расследования, следственный комитет обнародовал результаты четвертой медицинской экспертизы, сделав вывод, что к смерти юриста привели в том числе "недостатки оказания Магнитскому медицинской помощи". Уголовные дела планировалось возбуждить против его врачей [11], [15], [14]. Президентский же совет, помимо этих подозреваемых, в отчете упомянул фамилии следователей Олега Сильченко, Павла Карпова и Артема Кузнецова, судей, незаконно оставлявших под арестом Магнитского и даже генерального прокурора РФ Юрия Чайку, не отреагировавшего на жалобы адвокатов Магнитского. Правозащитники также выдвигали версию, что покойного юриста перед смертью пытали [11], [12], [13]. Спустя почти месяц стало известно, что МВД отказалось проводить проверку по заключению совета и даже не приобщило его к материалам дела, "не найдя нарушений в деятельности следователей по делу Магнитского" [9].



В августе 2011 года Генеральная прокуратура РФ отменила постановление о прекращении уголовного дела против Магнитского в связи с решением Конституционного суда от 14 июля 2011 года. Согласно прецедентному решению, следствие и суды больше не могли прекращать уголовные дела в связи со смертью подозреваемых и обвиняемых без согласия их родственников [7], [8], [10]. Несмотря на протесты матери и вдовы Магнитского [6], [5], Тверской суд Москвы в начале декабря 2011 года признал возобновление дела законным [4]. Аналогичное решение принял Останкинский районный суд столицы в апреле 2012 года. Представители МВД при этом отмечали, что по итогам судебного заседания Магнитского или оправдают или закроют дело окончательно, не вынося посмертного приговора [1].



В конце того же месяца Главное управление МВД по Центральному федеральному округу выделило в отдельное производство дело Магнитского и Браудера, потому что по версии следствия преступление было совершено "в соучастии с иными лицами" [2], [3].



В ноябре 2010 года Магнитский посмертно был награжден премией Transparency International за выдающийся вклад в борьбу с коррупцией [19].


Магнитский был женат. У него остались двое маленьких детей [23], [40], [46].


Источник; http://lenta.ru/lib/14202380/


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.