воскресенье, 27 мая 2012 г.

Большая премьера в Мариинском театре: «Борис Годунов»

Originally posted by [info]drugoi at Большая премьера в Мариинском театре: «Борис Годунов»






Фотографии © Рустем Адагамов/drugoi



24.05.2012, Россия | Сегодня вчечером в Мариинском театре большая премьера — «Борис Годунов» в постановке Грэма Вика, знаменитого британского режиссера, который уже работал с Мариинкой — он ставил здесь оперу Яначека «Средство Макропулоса». Грэм Вик говорит, что «Борис Годунов» — его любимая русская опера и что ему особенно важно, что он ставит в Мариинском театре именно первую редакцию, которая когда-то была отвергнута капельмейстерами театра.



Грэм Вик о смыслах оперы:




«В XVI веке всероссийский самодержец Иван Грозный просит руки королевы Англии Елизаветы I. Вскоре после этого Холиншед публикует свои исторические хроники, в которых Шекспир обнаружит историю одного из шотландских королей – Макбета. Спустя 300 лет Карамзин напишет «Историю государства Российского», из которой Пушкин позаимствует идеальный сюжет для своей драмы в шекспировском духе – «Борис Годунов». И снова далекая история будет переосмыслена как универсальная драма.





Экзистенциальные поиски XIX века разродились трясиной нигилистских произведений, изображающих цикл человеческой жизни, как изначально обреченный на провал. От вагнеровского «Кольца» до ошеломляющего сочинения Мусоргского — «Бориса», человек, движимый сложнейшими стремлениями и притязаниями, одержимый потребностью в бессмертии и столько всего создавший, приходит к отрицанию, разочарованию и опустошению.



Пимен пытается обессмертить себя не в ученике Отрепьеве, а в своем «детище» - своей «Летописи»; Борис ищет бессмертие в своем сыне, которому завещает трон, принесший ему самому лишь страх и отчаяние. Ради кого? Ради Федора или ради себя? Церковь пытается увековечить себя через союз с Борисом – не является ли разоблачение Отрепьева и своевременная панихида по Димитрию всего на всего политическим маневром с целью упрочения земной власти?



Великие писатели и композиторы берут за основу былые истории, однако видеть прошлое и провидеть будущее они могут только сквозь призму собственного опыта. Сценическая интерпретация оперы Мусоргского подразумевает поиск театрального языка, живого для нашего времени, на котором может вестись диалог о том, насколько мы схожи или различны с персонажами из тех далеких времен».


Anchor

С этих декораций, напоминающих Дворец съездов в Кремле начинается действие. Советский герб уже слетел со своего места, оставив на стене грязный след. Мраморные плиты кое-где отвалились, драпировка состарилась, покрылась черными разводами.










Вчера художник-постановщик Стюарт Нанн работал вместе со всеми на сцене, таскал декорации, переставлял реквизит.









Режиссер Грэм Вик (в центре) и исполнитель партии Пимена, народный артист России Михаил Кит (справа)









В театре обязательно что-то меняется в самый последний момент. «Концепция изменилась».









В гримерках идут последние приготовления перед репетицией. Вчера на сцене был премьерный состав исполнителей. Грэм Вик и Стюарт Нанн обсуждают детали одежды беглого монаха Варлаама, партию которого исполняет Алексей Тановицкий.









На сцене пробуют декорации для последнего действия — ряды для боярской думы.









Варлаам и Пимен готовятся выйти на сцену.









В люк на сцене укладывают царскую одежду, которую в ходе действия наденет Годунов.





01




Монтировщики декораций выкатывают боярскую трибуну.








В зале перед началом репетиции.








Режиссер Грэм Вик.








Оркестранты появились в последний момент, быстро настроились, маэстро Гергиев встал за дирижерский пульт, поклонился зрителям в зале и генеральная репетиция началась.








Во двор Новодевичьего монастыря согнали народ молить на коленях Бориса Годунова венчаться на царство. Дубинка пристава «вдохновляет» народ «глоток не жалеть».








«Челночницы» дерутся.








Торговка за мелкую взятку просит милиционера простить её. Грэм Вик очень интересно работает с мимансом на сцене — здесь все время очень узнаваемые ситуации.





alt



Думный дьяк Андрей Щелкалов (баритон Алексей Марков) взывает к Богу о ниспослании «скорбной Руси утешенья».








Православные верующие направляются в монастырь, раздавая народу ладанки. Они тоже ратуют за избрание Годунова.








Собравшийся в Кремле перед Успенским собором народ славит Бориса и начинает срывать со стен ткань, закрывающую иконостас и царские врата.





alt



Борис Годунов надевает на себя царские одежды.








С детьми и князем Шуйским удаляется в царские врата.








«Еще одно, последнее сказанье — и летопись окончена моя». Келья в Чудовом монастыре. Пимен пишет новый пост в своем ЖЖ и трет комменты нашистских ботов. Рядом с ним будущий самозванец Гришка Отрепьев.








Корчма на литовской границе в спектакле Мариинки названа стриптизом. Здесь шинкарка (меццо-сопрано Ольга Савова) проверяет девочек своего заведения.








Беглые монахи Варлаам, Мисаил (Николай Гассиев) и Гришка Отрепьев (Сергей Семишкур) отдыхают с девочками из стриптиза. Скоро нагрянет милиция.





alt



Узнав от князя Шуйского (Евгений Акимов) о появлении в Литве Самозванца, Борис требует подтверждения гибели царевича.





alt



Юродивый хвастается перед детьми своей копеечкой. Сейчас её у него отнимут. Юродивый, видя царя, начинает просить его наказать обидчиков: «Мальчишки отняли копеечку, вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича...»








Царь останавливает Шуйского, который велел схватить Юродивого и просит того помолиться за царя.


— Нельзя молиться за царя Ирода, — отвечает Юродивый, — Богородица не велит.








Борис с детьми Федором и Ксенией бежит мимо разъяренной толпы голодных.








alt



Последнее действие: в Грановитой палате Московского Кремля происходит заседание боярской думы. Решается участь Самозванца.








Смерь царя Бориса. Царевич Федор безутешен.





029









Модест Мусоргский
«Борис Годунов»
Опера в 7-ми картинах (редакция 1869 года)
Либретто композитора по одноименной трагедии А. С. Пушкина и «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

Музыкальный руководитель и дирижер Валерий Гергиев
Дирижер Павел Смелков
Режиссер Грэм Вик
Художник-постановщик Стюарт Нанн
Художник по свету Джузеппе ди Иорио
Главный хормейстер Андрей Петренко
Ответственный концертмейстер Ирина Соболева
Хормейстеры Павел Петренко, Леонид Тепляков
Концертмейстеры Марина Евсеева, Оксана Клевцова, Лариса Ларионова
Хормейстер детского хора Дмитрий Ралко
Режиссеры-ассистенты Ирина Кошелева, Михаил Смирнов


Репортаж публикуется в рамках сотрудничества с сайтом «ВТБ — России»

Спасибо за помощь в подготовке репортажа пресс-службе банка ВТБ — генерального спонсора оперы «Борис Годунов» в Мариинском театре.

P.S. Большое спасибо пресс-службе театра и лично Оксане Такрановой за гостеприимство и помощь.

Фотографии © Рустем Адагамов/drugoi




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.