Оригинал взят у novayagazeta в Больше трех не собираться!
Конституционное право на свободу собраний формально есть, но фактически им лучше не пользоваться.
По словам спикера Госдумы Сергея Нарышкина, скандальный законопроект, ужесточающий наказания за «несанкционированные» митинги и пикеты, возможно, будет принят в целом еще до 12 июня, на которое оппозиция назначила очередную масштабную акцию протеста.
Заметим: широко обсуждается лишь то, что единороссы обещают снизить астрономические суммы штрафов, предложенные ими при первом чтении законопроекта.
При этом «в тени» остается думское постановление от 22 мая, где анонсированы и другие поправки к законопроекту. А они кардинально его ухудшают даже по сравнению с первоначальной версией. И уже почти ничего не оставляют от свободы собраний…
Думское постановление предписывает Комитету по конституционному законодательству и государственному строительству при подготовке законопроекта к второму чтению подготовить целый ряд поправок. Первая из них — о снижении штрафов. А затем, одна за другой, поправки, «закручивающие гайки».
Для начала предлагается установить повышенную ответственность для организаторов и участников публичных акций, если они привели к «созданию помех движению пешеходов» или «привлечению дополнительных сил и средств полиции», или к «превышению норм заполняемости территории».
Приход на митинг большего числа граждан, чем планировалось, в случае если он был мирным, вообще не может повлечь за собой административное наказание — это только что постановил Конституционный суд. «Дополнительные» силы полиции появляются на митингах отнюдь не по просьбе протестующих — их направляют на публичные акции или в целях устрашения граждан, или для разгона. А теперь откроется еще одна возможность: сначала на акцию нагонят «дополнительные силы», а потом под этим предлогом оштрафуют в повышенном размере… Что касается «помех для пешеходов», то их создает любой митинг в любой стране мира (если, конечно, он не проводится в глухом лесу). Понятно, что всё это имеет одну цель — исключительно репрессивную.
Другая новация, которую будут предлагать во втором чтении, — наказание за «массовое одновременное пребывание граждан в общественных местах, где проведение публичного мероприятия запрещается», если это пребывание «имеет признаки публичного мероприятия» и привело к нарушению общественного порядка, или санитарных правил, или повреждению зеленых насаждений.
Воистину, это новое слово в юриспруденции: вроде бы и не митинг, но «имеет признаки» митинга. Цель вполне прозрачна: запретить все раздражающие власть «прогулки» и любое «несанкционированное» нахождение граждан в «неположенном месте».
Далее, единороссы предлагают запретить в течение года быть организаторами публичных акций всем тем, кто был оштрафован по печально известным статьям КоАП 20.2 (нарушение порядка проведения митингов и пикетов) и 19.3 (невыполнение законного распоряжения сотрудника полиции). Результат понятен: сперва всех ключевых лидеров протеста привлекут по этим статьям, а потом будут им отказывать в проведении заявленных митингов и пикетов.
Еще одна поправка — о «гайд-парках». Региональным властям хотят дать право устанавливать «единые площадки» для «коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений». Иначе говоря, протестующих вытеснят в «резервации» (скорее всего, расположенные отнюдь не в удобных и популярных местах), а за их пределами будут отказывать в согласовании акций.
Ну а с последним предложением — запретить участникам публичных акций скрывать свои лица или использовать маски и средства маскировки, «затрудняющие установление личности», — можно было бы даже согласиться. Ведь провокаторы (в том числе «нашисты»), стремящиеся дать полиции желанный повод для разгона акции, обычно скрывают свои лица под масками. Но куда актуальнее другая задача — запретить скрывать свои лица и полицейским. Не использовать пресловутых «космонавтов» из ОМОНа с их тонированными шлемами. Однако ничего подобного единороссы не предлагают. И понятно почему: полиция ведет себя столь жестоко лишь потому, что заранее получает гарантии своей анонимности и безнаказанности.
Что в «сухом остатке»? Цель уже анонсированных поправок проста: «Больше трех не собираться!» Конституционное право на свободу собраний формально есть — но фактически им лучше не пользоваться.
Если всё это (что, скорее всего, произойдет) будет принято — у Европейского суда явно прибавится работы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.