Прошло три года с начала крупномасштабной реформы Вооруженных Сил.
Позитивные изменения налицо.
Солдаты и офицеры должны почувствовать себя в армии и на флоте комфортно, уверенно, надежно.
Прошло три года с начала крупномасштабной реформы Вооруженных Сил. Что изменилось за минувшее время? Этот вопрос обсудили участники слушаний в Общественной палате Российской Федерации, где с докладом выступил первый заместитель министра обороны – начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Николай МАКАРОВ.
Виктор ПРОХОРОВ
У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ.
За минувшие 20 лет на границах России появились новые угрозы и центры силы. Возрос риск втягивания страны в локальные конфликты. А наши Вооруженные Силы в 2008 г. представляли собой соединения и части, в основном, кадрированного и сокращенного состава. Всего 17% из них были постоянной готовности – и то с большой натяжкой. Для того, чтобы привести армию к боевому применению предусматривался так называемый угрожаемый период продолжительностью в 1 год, хотя конфликты сегодня начинаются, как правило, внезапно. Ясно было, что ВС РФ с трудом могут обеспечить обороноспособность государства, а в некоторых случаях, просто не в состоянии этого сделать.
Вспомним чеченские события. Тогда даже части постоянной готовности усиливались различными подразделениями для ведения автономных боевых действий. Из полка, по факту, можно было сформировать лишь один полноценный батальон. Из дивизии – три. То есть сама оргштатная структура ВС РФ была неэффективной, армия не могла адекватно реагировать на возникшие вызовы. Так, в мотострелковом полку оставалось всего 117 солдат, при этом в различные наряды заступало более 60 человек. Солдаты практически не вылезали из нарядов все 2 года своей службы. А офицеры из-за отсутствия боевой подготовки за 20 лет настолько деградировали, что среди них выросло целое поколение в погонах, утратившее понимание основ жизнедеятельности войск. Армия практически разлагалась.
В стране было 71 военное училище. Но кого и для чего они готовили? Николай Макаров привел цифры, которые ранее не озвучивались. С 1996 по 2008 гг. после окончания училища увольнялось от 60 до 91% выпускников. 1/3 – сразу по окончании, 2/3 – в течение первых трех лет. То есть миллиарды, которые тратились на обучение и содержание военных ВУЗов, уходили в никуда. Нищенское денежное содержание офицеров, абсолютное отсутствие перспектив в получении жилья сделали военную службу крайне не престижной. Все это порождало пьянство, падение дисциплины, коррупцию.
Не лучше дела обстояли и с исправностью вооружения. Более 90% техники, находящейся на базах хранения (83% в целом по армии), было неисправно. По ГОЗ техника заказывалась лишь единицами. Например, в 2008 г. поступило на вооружение лишь 11 танков. А количество выходящей из строя техники было в разы больше. При таком развитии ситуации к 2014 г. ВС РФ могли остаться вообще без техники и вооружения. Российская армия шла к катастрофе, фактически она стояла на пороге самоликвидации. И операция по принуждению Грузии к миру наглядно продемонстрировала весь объем накопившихся нерешенных проблем. ВСЕГО ТРИ ЗВЕНА В декабре 2007 г. министр обороны Анатолий Сердюков принял решение создать комплексную группу для разработки военной реформы, которую было поручено возглавить начальнику Генерального штаба Николаю Макарову. Первый доклад президенту по результатам ее работы был сделан в марте 2008 г. Было проанализировано состояние всех вооружений, начиная от автомата и завершая орбитальной спутниковой группировкой, численность армии, выполнение ГОЗ, ГПВ. 21 сентября 2008 г. Дмитрий Медведев утвердил «План реорганиВооруженных. Сил», с чего и пошел отсчет реформы.
Николай Макаров. «Безусловно, начинать было очень сложно, – сказал Николай Макаров на слушаньях в Общественной палате. – Мы понимали: придется поменять весь уклад жизнедеятельности войск. К сожалению, очень много нашлось противников реформы. Не скрою, много их и сейчас. Была критика в наш адрес, но мы многое восприняли из сказанного. И вот прошло практически три года. Что изменилось?» Из поставленных в 2008 г. задач четыре практически выполнены. ВС РФ сокращены до 1 млн. человек. Началось перевооружение без заимствования дополнительных финансовых средств. Все разрозненные воинские формирования стали частями постоянной готовности. В 2009 г. приостановлен набор по контракту, потому что из-за небольших выплат в армию шли по преимуществу люди, которые не нашли свое место в обычной жизни, то есть – далеко не лучшие. Более того, некоторые приходили по 2-3 раза. Получали подъемные, оклады, обмундирование (десятки тысяч рублей) и через пару месяцев прерывали контракт по «невыполнению обязательств со стороны Министерства обороны». Понятно, что такие контрактники армии не нужны. Поэтому было решено временно перейти к комплектованию войск преимущественно военнослужащими срочной службы. Это позволило решить ряд финансовых вопросов, связанных с увольнением большого числа офицеров и прапорщиков. Однако подготовить за 1 год солдата очень сложно, к тому же складывается очень непростая демографическая ситуация в стране: призывные ресурсы уменьшились, действует много различных отсрочек.
В результате, из всего количества молодых людей реально можно призвать 11,7%. Из них более 60% сразу отсеивается по состоянию здоровья. Поэтому разработаны новые условия для приема контрактников. В соответствии с ними к 2016 г. планируется набрать 425 тысяч «профи»: по 50 тысяч в год. Для этого в каждом субъекте Российской Федерации будут созданы специальные группы вербовщиков, а в Главном управлении кадров Министерства обороны – управление по набору на контракт. Другими станут не только критерии отбора, но и деньги, которые будут получать военнослужащие-контрактники – от 25 тысяч рублей и выше. После набора все кандидаты пройдут трехмесячное обучение и лишь после этого получат возможность служить в ВС РФ. Причем, сначала эту программу Минобороны планирует опробовать на тех 186 тысячах контрактниках, которые проходят службу сейчас.
А с 2013 по 2016 гг. она заработает в полную силу. Ликвидирована также старая система подготовки офицеров, поскольку выпускники военных училищ уже не устраивали МО по уровню образования. Даже в академии Генерального штаба из 500 преподавателей всего двое послужили в войсках, остальные – теоретики. В результате, выпускника академии или училища приходилось сразу переучивать. Были объединены многие академии, училища и институты в единую систему. Из 70 вузов осталось 16, а к 2013 г. будет всего 10. После училища офицер каждые три года может повышать свой образовательный уровень на различных курсах в системе дополнительной подготовки. Командир батальона – в видовой академии, комбриг – в ВАГШ. Массовых наборов и обучения, как раньше, больше не будет. Скажем, в академии Генштаба должно обучаться не более 30 человек (в этом году – 11). В результате компании по увольнению офицеров, за которую также критиковали Минобороны, в ВС РФ осталось 150 тысяч командиров. По состоянию на 1 января 2008 г. количество офицеров составляло 34% по отношению к численности ВС РФ, сейчас – 15%, что сопоставимо с армиями ведущих западных стран. Но в связи с созданием нового рода войск – Воздушно-космической обороны численность офицерского корпуса будет увеличена на 70 тысяч человек – до 220 тысяч.
Новые вептолеты Ка-52 поступают на вооружение частей ВВС. Особый разговор – о структуре ВС РФ. До 2008 г. на территории Российской Федерации было 6 военных округов. Но их количество пришло в противоречие с требованиями дня, и в ходе реформы было сокращено до четырех, вся инфраструктура которых подчинена командующим Объединенными стратегическими командованиями (ОСК). Совсем отказываться от окружной системы не планируется. Как отметил Николай Макаров, «это удачно созданная еще во времена Милютина структура». Раньше на 6 округов существовало несколько командований ПВО, четыре флота, что существенно затрудняло управление, снижало оперативность. В какой-то мере дублировались полномочия командующих. А ситуация на границах изменилась. Например, Центральный военный округ граничит с Центрально-Азиатским регионом, который представляет очень серьезную опасность. Теперь за это направление отвечает один человек, а не три, как раньше. На 4 округа сейчас приходится 10 армий (создано 3 новых), что позволило решить еще и проблему нехватки кадров при выдвижении офицеров с должностей командующих армиями в заместители командующего ОСК. Параллельно с созданием ОСК ВС РФ переведены на бригадную основу. Сейчас создана трехзвенная система управления: ОСК – армия – округ, что позволило упразднить 11 промежуточных структур, каждая из которых требовала своих узлов связи, ПУ, АСУ.
В системе управления войсками были серьезные сбои еще и потому, что каждая структура (РВСН, ВМФ, ВДВ, ВВС, МЧС, ВВ) разрабатывала свои системы связи и АСУ. Это просто разоряло военное ведомство. Сейчас осуществляется переход к новой АСУ, которая к 2015 г. выйдет на уровень, близкий к искусственному интеллекту. Генеральному штабу теперь подчинены РВСН, ВКО, ВДВ, ДА, 4 ОСК. Все остальное – командующим ОСК, что также значительно упростило систему планирования и руководства Вооруженными Силами. Характерен пример с центральным аппаратом Министерства обороны. Его численность составляла 51 тыс. человек! В результате оптимизации осталось 13435 человек и это, по мнению начальника Генштаба – не предел. Раньше базами и складами (их было 550) руководили полковники. Начальник склада – полковник. Абсурд. Сейчас таких баз осталось 4. РОЖДЕНИЕ НОВОГО РОДА ВОЙСК С 1 декабря 2011 г. начал функционировать новый род Вооруженных Сил – Воздушно-космическая оборона. В него интегрированы силы и средства, которые должны прикрыть от возможного нападения всю территорию Российской Федерации: Космические войска, СПРН, ПРО, ПВО. Средства ПВО в округах оперативно подчинены ВКО и теперь работают в едином контуре. Система ПВО страны перестала существовать еще в 1993 г. Как подчеркнул Николай Макаров, это было неоднозначное решение. В том числе и поэтому родилась идея создания ВКО. Чтобы обеспечить новый род войск необходимым вооружением, Концерну ПВО «Алмаз – Антей» поручено строительство двух новых заводов по производству ЗРС С-500 и других систем. При этом важно отметить, что президент России Дмитрий Медведев утвердил план развития ВКО вплоть до 2020 г.
Министр обороны РФ Анатолий Сердюков знакомится с образцами стрелкового вооружения. С 1 декабря вводятся в действие и новые уставы, программы боевой подготовки, другие нормативно-правовые документы, регламентирующие жизнедеятельность Вооруженных Сил. У ВС РФ было 356 аэродромов, но до 2008 г. налет в ВВС составлял от 10 до 30 часов в год. В результате, далеко не все летчики могли выполнить поставленную задачу. После оптимизации осталось 8 авиационных баз. Многие аэродромы сохранены, но их инфраструктура требуют восстановления. Например, возведение лишь одной взлетно-посадочной полосы стоит 8 млрд. рублей. И все же план ремонта и восстановления выполняется. За полтора года обновлено 26 аэродромов, причем, как заверил Николай Макаров, работы выполнены на уровне мировых стандартов.
Налет у летчиков сейчас 90 часов. В 2012 г. будет уже 130 часов, в затем – 200-220 часов в год. В ВМФ оперативные и административные функции теперь также разделены. Раньше командир флотилии, эскадры, базы отвечал как за подготовку экипажей и кораблей, их применение в море, так и за береговую составляющую. Теперь тыловой начальник отвечает за то, что на берегу, а командир – только за подготовку экипажей и применение их в море. Немалые изменения произошли и в материально-техническом обеспечении войск. Раньше этим занимались две службы: тыловая и техническая. Техническая отвечала за ракетно-артиллерийское вооружение, боеприпасы, запчасти, комплекты для ремонта. Но средств для их доставки в войска у нее не было, поскольку они (авиационные, морские, речные, железнодорожные, автомобильные) находились в Тылу. Бывало, командир планирует доставку боеприпасов, а Тыл об этом даже не знает. Теперь эти два «ствола» соединены и последние учения подтвердили жизненность такого решения. Ремонтом ВВТ теперь будет заниматься «Оборонсервис». В обслуживающих бригадах имеются 25-30 человек гражданского персонала, которые напрямую работают с заводами-изготовителями. Содержание военных городков, питание, торгово-бытовое, санаторно-курортное обслуживание – также прерогатива «Оборонсервиса».
НУЖНЫ ПРОЗРАЧНЫЕ ЦЕНЫ Второй пласт задач и, может, самых сложных – перевооружение. Почему это вызвало столько споров с представителями ОПК? Потому что у военных возросли требования к его продукции. Взять хотя бы срок жизни спутников. В США он под 20 лет, у нас – 3-5. Но ведь один спутник стоит 6-8 млрд. рублей! Значит надо работать над надежностью и долговечностью. Наверно, все уже заметили, что Минобороны в последнее время демонстрирует весьма строгий подход к ВВТ отечественного производства. Николай Макаров подчеркнул, что объяснение этому простое – народные деньги надо тратить рационально и прозрачно. С этой целью было создано Федеральное агентство по закупкам ВВТ. Курирует весь этот блок, связанный с ценообразованием, заместитель министра обороны Татьяна Шевцова. Лишь за последний год, что работает агентство, сэкономлены громадные средства, поскольку военные добились снижения цен по многим контрактам. Это десятки, сотни миллионов рублей. Возникает вопрос: куда же они девались раньше?
Расходы на закупку ВВТ с каждым годом растут. Сейчас департамент МО РФ, который занимается ценообразованием, четко прописывает цену, сумму, другие параметры. А Федеральное агентство по закупкам заключает контракты и поставляет технику. То есть сами военные с деньгами не связаны, что исключает коррупционную составляющую. Если в 2008 г. МО тратило около 400 млрд. рублей на вооружения, мало что при этом получая, то сейчас – около 700 млрд. И это – с поправкой на инфляцию. В ВС РФ начали поступать новые вертолеты, самолеты, подводные лодки, надводные корабли, другое вооружение. По оценке начальника Генштаба у ОПК есть хорошие подвижки по таким направлениям, как, например, создание спутников, продукция для РВСН, разработка бронетанковой техники. Отказ до 2015 г. от закупок танков, БМП и бронетранспортеров хорошо простимулировал промышленность. «Уже на следующий год, думаю, увидим новый танк, новые БТР и БМП», – заявил Николай Макаров. Порой считается, что Минобороны не может четко сформулировать тактико-технические требования к продукции ОПК. Но по заявлению начальника Генштаба, по всем образцам ВВТ они были разработаны в январе 2010 г. и переданы на заводы, в Военно-промышленную комиссию. «Надо просто понять: во всех западных странах за 20 лет произошел научно-технологический прорыв, а мы оставались на месте.
У нас есть вооружения, которые по техническим параметрам подошли к своему максимуму. Поэтому требуется переход на новые физические принципы поражения. Не зря для модернизации и технологического обновления производства предусмотрены огромные средства – около 3 трлн. рублей», – заявил Николай Макаров. Все это говорит о том, что совместная работа Минобороны и ОПК сейчас идет очень интенсивно. Предусмотрены и жесткие санкции. Если тот или иной завод сорвет контракт по поставкам ВВТ, то придется платить штрафы. В 2011 г. таких штрафов уже взыскали 8,7 млрд. рублей. Венная реформа понадобилась не только для создания новых Вооруженных Сил. Она имеет еще одну простую и понятную цель. Солдаты и офицеры должны почувствовать себя в армии и на флоте комфортно, уверенно, надежно.
В системе управления войсками были серьезные сбои еще и потому, что каждая структура (РВСН, ВМФ, ВДВ, ВВС, МЧС, ВВ) разрабатывала свои системы связи и АСУ. Это просто разоряло военное ведомство. Сейчас осуществляется переход к новой АСУ, которая к 2015 г. выйдет на уровень, близкий к искусственному интеллекту. Генеральному штабу теперь подчинены РВСН, ВКО, ВДВ, ДА, 4 ОСК. Все остальное – командующим ОСК, что также значительно упростило систему планирования и руководства Вооруженными Силами. Характерен пример с центральным аппаратом Министерства обороны. Его численность составляла 51 тыс. человек! В результате оптимизации осталось 13435 человек и это, по мнению начальника Генштаба – не предел. Раньше базами и складами (их было 550) руководили полковники. Начальник склада – полковник. Абсурд. Сейчас таких баз осталось 4. РОЖДЕНИЕ НОВОГО РОДА ВОЙСК С 1 декабря 2011 г. начал функционировать новый род Вооруженных Сил – Воздушно-космическая оборона. В него интегрированы силы и средства, которые должны прикрыть от возможного нападения всю территорию Российской Федерации: Космические войска, СПРН, ПРО, ПВО. Средства ПВО в округах оперативно подчинены ВКО и теперь работают в едином контуре. Система ПВО страны перестала существовать еще в 1993 г. Как подчеркнул Николай Макаров, это было неоднозначное решение. В том числе и поэтому родилась идея создания ВКО. Чтобы обеспечить новый род войск необходимым вооружением, Концерну ПВО «Алмаз – Антей» поручено строительство двух новых заводов по производству ЗРС С-500 и других систем. При этом важно отметить, что президент России Дмитрий Медведев утвердил план развития ВКО вплоть до 2020 г.
Министр обороны РФ Анатолий Сердюков знакомится с образцами стрелкового вооружения. С 1 декабря вводятся в действие и новые уставы, программы боевой подготовки, другие нормативно-правовые документы, регламентирующие жизнедеятельность Вооруженных Сил. У ВС РФ было 356 аэродромов, но до 2008 г. налет в ВВС составлял от 10 до 30 часов в год. В результате, далеко не все летчики могли выполнить поставленную задачу. После оптимизации осталось 8 авиационных баз. Многие аэродромы сохранены, но их инфраструктура требуют восстановления. Например, возведение лишь одной взлетно-посадочной полосы стоит 8 млрд. рублей. И все же план ремонта и восстановления выполняется. За полтора года обновлено 26 аэродромов, причем, как заверил Николай Макаров, работы выполнены на уровне мировых стандартов.
Налет у летчиков сейчас 90 часов. В 2012 г. будет уже 130 часов, в затем – 200-220 часов в год. В ВМФ оперативные и административные функции теперь также разделены. Раньше командир флотилии, эскадры, базы отвечал как за подготовку экипажей и кораблей, их применение в море, так и за береговую составляющую. Теперь тыловой начальник отвечает за то, что на берегу, а командир – только за подготовку экипажей и применение их в море. Немалые изменения произошли и в материально-техническом обеспечении войск. Раньше этим занимались две службы: тыловая и техническая. Техническая отвечала за ракетно-артиллерийское вооружение, боеприпасы, запчасти, комплекты для ремонта. Но средств для их доставки в войска у нее не было, поскольку они (авиационные, морские, речные, железнодорожные, автомобильные) находились в Тылу. Бывало, командир планирует доставку боеприпасов, а Тыл об этом даже не знает. Теперь эти два «ствола» соединены и последние учения подтвердили жизненность такого решения. Ремонтом ВВТ теперь будет заниматься «Оборонсервис». В обслуживающих бригадах имеются 25-30 человек гражданского персонала, которые напрямую работают с заводами-изготовителями. Содержание военных городков, питание, торгово-бытовое, санаторно-курортное обслуживание – также прерогатива «Оборонсервиса».
НУЖНЫ ПРОЗРАЧНЫЕ ЦЕНЫ Второй пласт задач и, может, самых сложных – перевооружение. Почему это вызвало столько споров с представителями ОПК? Потому что у военных возросли требования к его продукции. Взять хотя бы срок жизни спутников. В США он под 20 лет, у нас – 3-5. Но ведь один спутник стоит 6-8 млрд. рублей! Значит надо работать над надежностью и долговечностью. Наверно, все уже заметили, что Минобороны в последнее время демонстрирует весьма строгий подход к ВВТ отечественного производства. Николай Макаров подчеркнул, что объяснение этому простое – народные деньги надо тратить рационально и прозрачно. С этой целью было создано Федеральное агентство по закупкам ВВТ. Курирует весь этот блок, связанный с ценообразованием, заместитель министра обороны Татьяна Шевцова. Лишь за последний год, что работает агентство, сэкономлены громадные средства, поскольку военные добились снижения цен по многим контрактам. Это десятки, сотни миллионов рублей. Возникает вопрос: куда же они девались раньше?
Расходы на закупку ВВТ с каждым годом растут. Сейчас департамент МО РФ, который занимается ценообразованием, четко прописывает цену, сумму, другие параметры. А Федеральное агентство по закупкам заключает контракты и поставляет технику. То есть сами военные с деньгами не связаны, что исключает коррупционную составляющую. Если в 2008 г. МО тратило около 400 млрд. рублей на вооружения, мало что при этом получая, то сейчас – около 700 млрд. И это – с поправкой на инфляцию. В ВС РФ начали поступать новые вертолеты, самолеты, подводные лодки, надводные корабли, другое вооружение. По оценке начальника Генштаба у ОПК есть хорошие подвижки по таким направлениям, как, например, создание спутников, продукция для РВСН, разработка бронетанковой техники. Отказ до 2015 г. от закупок танков, БМП и бронетранспортеров хорошо простимулировал промышленность. «Уже на следующий год, думаю, увидим новый танк, новые БТР и БМП», – заявил Николай Макаров. Порой считается, что Минобороны не может четко сформулировать тактико-технические требования к продукции ОПК. Но по заявлению начальника Генштаба, по всем образцам ВВТ они были разработаны в январе 2010 г. и переданы на заводы, в Военно-промышленную комиссию. «Надо просто понять: во всех западных странах за 20 лет произошел научно-технологический прорыв, а мы оставались на месте.
У нас есть вооружения, которые по техническим параметрам подошли к своему максимуму. Поэтому требуется переход на новые физические принципы поражения. Не зря для модернизации и технологического обновления производства предусмотрены огромные средства – около 3 трлн. рублей», – заявил Николай Макаров. Все это говорит о том, что совместная работа Минобороны и ОПК сейчас идет очень интенсивно. Предусмотрены и жесткие санкции. Если тот или иной завод сорвет контракт по поставкам ВВТ, то придется платить штрафы. В 2011 г. таких штрафов уже взыскали 8,7 млрд. рублей. Венная реформа понадобилась не только для создания новых Вооруженных Сил. Она имеет еще одну простую и понятную цель. Солдаты и офицеры должны почувствовать себя в армии и на флоте комфортно, уверенно, надежно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.