ОБЩЕСТВО / ВЫПУСК № 47 ОТ 27 АПРЕЛЯ 2012
555От удара по голове бита сломалась пополам.
«Новой» стали известны детали покушения на химкинского активиста Константина Фетисова
Завершено следствие по делу о покушении на химкинского активиста Константина Фетисова. Следственная группа подмосковного управления Следственного комитета России (СКР) официально уведомила всех обвиняемых — организатора и исполнителей. Дело по заказчикам выделено в отдельное производство и продолжает расследоваться. Но уже сейчас в материалах дела они фигурируют как «неустановленные следствием лица из числа руководства администрации городского округа Химки».
Поговорим о тех, кто установлен.
Андрей Чернышев— организатор покушения — был начальником отдела комитета по управлению имуществом при химкинской администрации. По версии следствия, организатором покушения он стал в буквальном смысле по служебной необходимости — те самые неустановленные лица «решили склонить кого-либо из подчиненных сотрудников к совершению данного преступления». Но до того как попасть в администрацию, Чернышев поработал в химкинском УБОПе. Оперативник Чернышев из Солнечногорска в Химки пришел вслед за начальником. «Тогда уже до расформирования УБОПа как структуры было недалеко, начальники менялись как перчатки. И каждый новый приводил с собой своих людей». «Раскрываемость у него и у стула в отделе была одинаковая. Просто сидел, занимал место. Поручения ему давались самые элементарные — повестки разнести, например». Ни с кем из коллег Чернышев дружбы не водил, «да никто и не стремился особо». При этом коллеги не удивились, когда узнали, что Чернышева обвиняют в организации покушения: «Жадность до денег, жадность до власти — это всегда в нем было. При его-то способностях небольших это очень было заметно».
Особенно бывших убоповцев задевают обстоятельства, вскрывшиеся в ходе расследования, — Чернышев, пытаясь замести следы, инструктировал подельников отключать мобильные телефоны во время переговоров и выезда на преступления. Но при этом, плохо зная механизм отслеживания местонахождения человека по мобильному телефону, инструкции давал неверные — и задним числом проследить за перемещениями фигурантов для милиции не составило особого труда. «И он работал в УБОПе! — сокрушаются коллеги. — Дебил, позорит всю структуру».
В химкинском УБОПе Чернышев проработал не больше года. Ушел тоже специфически — в январе 2010 года, вернувшись из отпуска, проинформировал коллег, что уходит работать в химкинскую администрацию. «Увольнение ему подписали тут же, — рассказывают коллеги. — Собрал вещички и свалил». Через несколько месяцев один из сотрудников позвонил Чернышеву — «нужно было решить небольшой вопрос». «Так он такого чиновника начал из себя корчить. Чуть ли не приемные дни назвал. Ну, наш парень послушал-послушал и говорит: все, Андрей, спасибо, давай разговор заканчивать, больше я тебе звонить не буду».
В администрации Андрей Чернышев становится помощников заммэра Химок Алексея Валова (бывшие коллеги говорят, что причиной такого взлета в карьере стал удачный брак — якобы жена Чернышева является родственницей высокопоставленного сотрудника администрации. — Е.К.). Сотрудники администрации рассказывают, что на этой должности Чернышев «выполняет деликатные поручения руководства», впрочем, о характере этих поручений не говорят. Очень скоро Чернышев возглавил отдел комитета по управлению имуществом. И как мы видим из последующих событий, выполнять деликатные поручения администрации Чернышев продолжал и на новой должности.
Нужно отметить, что Чернышеву всего лишь 32 года. Остальным участникам преступления нет и 30.
По версии следствия, исполнителей Чернышеву помогал подбирать Андрей Каширин, приятель Чернышева. Дружили семьями, вместе ездили отдыхать.
Каширин единственный из всех имел приличное образование, но по словам следователей, «хотел всего и сразу». «Маменькин сынок типичный. Мама держала магазин, поставила его туда, так он ей бизнес быстро развалил. И стал искать, где еще заработать, не работая». Деньги Андрею были нужны — очень увлекался машинами и мотоциклами, хобби недешевое. Зарегистрировал ИП, но деятельности не вел. За полгода до покушения на Фетисова перебрался в Химки — снял квартиру, как предполагает следствие, надеясь «подняться» вслед за Чернышевым. Интересно, что за помощь в расправе над Фетисовым заказчики через Чернышева пообещали Каширину не деньги, а «должность в муниципалитете и общее покровительство».
На роль исполнителей подбирали гопоту, причем гопоту московскую. «Местные были в курсе, кто Фетисов, и отказались бы. А к бандитам Чернышев не обращался, потому что они люди строгие — другие деньги, другие правила». Следователи объясняют, что тут Чернышев как раз к месту применил ментовскую выучку — если бы не глупейшая ошибка с мобильными телефонами, найти уличных ребят, не вовлеченных в криминальные структуры, да еще и из другого города, было бы практически невозможно.
Цатурян и Растокин, участвовавшие в нападении на Фетисова 18 сентября 2010 года (тогда Фетисова лишь избили. — Е.К.), работали на предприятии по изготовлению канцелярских принадлежностей, принадлежащем другу Чернышева. Людей для покушения на активиста — Максима Кривенцова и Евгения Морозова — Каширин нашел уже самостоятельно. Кривенцов в последний момент отказался, и на дело Морозов и Каширин поехали вдвоем.
Стоит подробнее рассказать о Евгении Морозове. Параноидальная шизофрения, при этом на учете не состоял и лечения не получал. Нет никаких сведений, что он когда-либо работал. Жил с бабушкой, она умерла несколько месяцев назад. Еще у Евгения есть сестра, за полгода до событий вышедшая из колонии, где она сидела за убийство.
По словам людей, присутствовавших на допросах, Морозов хорошо помнит последовательность событий, но при этом совершенно не способен к их анализу. Чернышев и Каширин подобрали его на роль убийцы спокойно и расчетливо.
Убийство могло состояться уже 3 ноября — Каширин и Морозов сидели в машине, припаркованной у подъезда Фетисова, до полуночи. Сидели зря — на акции против свалки твердых бытовых отходов его задержала химкинская милиция и, наплевав на положенные три часа на задержание, спасла активисту жизнь.
Подробнее о событиях 3 ноября. Несмотря на недавнее нападение, Фетисов организует пикет против свалки, где его, как зафиксировали свидетели, задерживают по указанию заместителя мэра Евгения Питеримова. Пикет действительно организован в самый драматичный момент — по судебному решению свалка высотой с десятиэтажный дом после уничтожительной проверки департаментом Росприроднадзора должна быть закрыта на 45 дней, процесс рекультивации — уничтожения свалки, которое мэр Химок Стрельченко обещал еще в 2008-м, — должен быть ускорен. Сто процентов акций «Полигона ТБО» принадлежит комитету по управлению имуществом химкинской администрации. Активисты перекрыли въезд на свалку, и Константину удалось заснять перед воротами очередь из мусоровозов: несмотря на постановление суда, мусор продолжали завозить.
…К дому Фетисова преступники вернулись на следующий день, в два часа дня. Интересно, что биту им привезли лишь за два часа до покушения.
Фетисов появился около пяти. Как выяснило следствие, Морозов нанес первый и самый страшный удар по голове, от которого бита сломалась пополам. Затем начал добивать эколога обломком биты, руками и ногами. Каширин в это время резво разворачивал машину на узком пятачке. Уходя, Морозов подобрал сумку с фотоаппаратом, на котором — съемка очереди мусоровозов. Потом ее выбросили во дворах.
Что Фетисов выживет, преступники не предполагали.
Интересно, что Чернышев(«предсказуемо» — говорят бывшие коллеги) исполнителей «кинул», не заплатив ни одному. Цатуряну и Растокину полагалось 20 тысяч рублей, шизофренику Морозову за убийство пообещали 20 тысяч долларов (Морозов, кстати, до сих пор пишет следователям заявления, в которых требует «взыскать» обещанную и невыплаченную ему сумму).
Процессов по делу будет три.
Морозова следователи постараются определить на принудительное лечение. Дела Каширина и Растокина будут рассматриваться отдельным порядком — оба пошли на сотрудничество со следствием. В связке с Чернышевым идут Вазген Цатурян, Максим Кривенцов и Вячеслав Ковалев (помог Каширину после покушения скрыться в Белоруссии). Андрею Чернышеву предъявлены обвинения по ст. 116 УК РФ (организация причинения побоев) и ч. 2 ст. 105 УК РФ (организация покушения на убийство группой лиц и по найму лица, выполнявшего общественный долг). Основной процесс предположительно состоится в июле-августе, а в ближайшие дни будет продлен арест обвиняемых.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.