Изображая активность.
Как власть спускает миллионы на Твиттер.
Интернет долгое время был площадкой, на которой практически безнаказанно процветало свободомыслие. Однако после того как в конце 2011 года это привело к серии крупных протестных акций, оппозиционеров начали активно вытеснять из их привычной виртуальной среды. Социальные сети буквально оккупировали спамеры, рассылающие компромат на лидеров оппозиции, активизировались «прокремлевские блогеры», а топ обсуждаемых тем в Твиттере заполонили хэштеги, посвященные оскорблениям и критике протестного движения. Сегодня Твиттер стал одной из главных информационных площадок, и власть всерьез взялась за собственное продвижение в нем.
По данным исследовательской компании Semiocast, число зарегистрированных пользователей русскоязычного Твиттера составляет 5 миллионов человек. Россия находится на 20 месте в мире по числу пользователей сервиса и на седьмом – по уровню их активности. Аудитория сервиса постоянно растет, и для многих эта социальная сеть стала важной частью виртуальной жизни. В период оппозиционной активности российские протестующие активно пользовались Твиттером для того, чтобы оперативно мобилизовываться и организовывать свои действия. Так, в топе популярных тем стали появляться теги #МаршМиллионов, #ОккупайАбай и другие. В ответ на это так называемые прокремлевские блогеры пытались вытеснять их своими хэштегами. Так, #МаршМиллионов вытеснил #ТухлыйМарш, #социальныймарш – тегом #маршподлецов. Группировки оппозиционеров и прокремлевцев не раз вступали в твиттер-перепалку, но со временем протест ослабел, а прокремлевцы по инерции до сих пор продолжают активно выводить свои хэштеги в топ. Если раньше такое противостояние было обусловлено действительно активными действиями оппозиционеров, то сейчас, похоже, таким образом создается иллюзия общественного мнения и численного перевеса сторонников действующей власти.
В начале 2013 года был анонсирован сайт ka-2.ru, разработанный активистом «Молодой гвардии» Арсением Щельциным. Принцип работы сайта прост – пользователь регистрируется, подключает к аккаунту свои социальные сети и публикует предложенную модераторами информацию. Так, по данным «Коммерсанта», ka-2 продвигал в топ Твиттера хэштеги #МаршПодлецов, #УдальцовСпалился, #КСОсборищежуликов и другие. За активную работу участникам предлагали 10-15 тысяч рублей. Впоследствии «Молодая гвардия» открестилась от причастности к этому ресурсу.
У истоков подобного интернет-бизнеса в свое время стоял ярый сторонник «Единой России», основатель движения «Россия без Путина – Россия без будущего» Кирилл Ромашов. Уже в 2010 году Ромашов придумал компанию по раскрутке информации, и сейчас его ресурс Twite.ru до сих пор занимается продажей лояльности в социальных сетях. Там можно купить подписчиков, лайки, а свои твит-сообщения, содержащие рекламу, пользователи могут продать по цене от 3 до 20 рублей. Сейчас такой бизнес набирает большую популярность, и нередко фирмы по раскрутке информации в социальных сетях выполняют политические заказы.
Один из наиболее ярких примеров – проект Андрея Степуры MediaSquad. Наряду с вполне безобидными хэштегами (#MediaSquadДаритЧитателей, #СолнечныйТвитДля) и рекламами а-ля#НепосредственноКаха (реклама сериала «Непосредственно Каха») MediaSquad занимается активным продвижением действующей власти. Блогеры, работающие на Андрея Степуру, в разгар скандала с иностранными усыновителями продвигали хэштег #ЗащитимНашихДетей, поддерживали #АнтитабачныйЗакон, критиковали депутата Дмитрия Гудкова (#ГудковНеВозвращайся ,#ГудокСтукач, #ГудковАгентЦРУ), писателя Шишкина (#ШишкинПредалРодину, #ШишкинПродалРодину). Также блогеры MediaSquad обрушивались с критикой на редактора «Московского комсомольца» Гусева (#Гусевимейсовесть) и распространяли информацию об участии Алексея Навального в торжественном приеме «Аэрофлота» (#НавальныйВКремле). Обычно подобные хэштеги снабжаются ссылками на блоги прокремлевских активистов.
Как стало известно «РР», цена часового пребывания хэштега в топе популярных тем Твиттера, запрашиваемая MediaSquad, составляет 8 тысяч рублей. Обычно хэштеги а-ля #НавальныйВКремлеи #ШишкинПродалРодину держатся в топе Твиттера примерно 10 часов подряд. Если предположить, что их заказчики оплачивают среднюю рыночную стоимость пиар-кампании, то десятичасовое пребывание хэштега должно обходиться им в 80 тысяч рублей. Судя по открытой информации компании, чуть больше чем за месяц MediaSquad вывели в топ Твиттера 15 откровенно прокремлевских хэштегов, что составляет примерно 1,2 млн рублей. И это только некоторая часть проделанной работы компании: в официальной группе MediaSquad ВКонтакте сообщается, что раскрученных хэштегов существенно больше, чем перечислено в открытом доступе.
Учитывая масштабы последних пиар-кампаний власти (это практически ежедневные публикации новых компрометирующих оппозиционеров постов в ЖЖ, продвижение хэштегов и т.д.), можно утверждать, что она всерьез занялась своим интернет-продвижением.
Чаще всего выведение прокремлевских хэштегов в топ Твиттера совпадает с какими-нибудь скандалами вокруг членов партии «Единая Россия» или принятием Госдумой РФ очередного сомнительного закона. Таким образом создается иллюзия, что пользователей русскоязычного Твиттера беспокоит совсем не судьба незадекларированной зарубежной недвижимости депутата Пехтина, а, например, поездка на конференцию в США Дмитрия Гудкова.
"Примерная правда."
Один из бывших политтехнологов «Единой России» рассказал «РР», что с недавнего времени контроль над интернетом стал одной из приоритетных задач власти.
– С тех пор, как начались протесты, внимание власти особо приковано к интернету. На него выделяются сотни миллионов рублей миллионы. У каждой госструктуры есть финансирование на пиар, они проводят конкурс. Не всегда статьи расходов полностью раскрываются – до конца неизвестно, что тратится на СМИ, что на интернет. Компании по раскрутке в интернете могут выступать как субподрядчики наемной пиар-службы какой-нибудь из госструктур, но это может быть нигде и никак не зафиксировано. Единого централизованного учреждения на федеральном уровне нет, этим, скорее всего, занимаются разные конторы и субподрядчики – проще нанять двадцать школьников за разовые выплаты, чем посадить их на зарплату.
Вице-председатель «Пиратской партии России» Станислав Шакиров считает, что, несмотря на массовость прокремлевской информации, она не имеет особого веса и влияния в формировании общественного мнения:
– Ну, выходит хэштег, пусть даже в мировые тренды. Ну, на Западе люди удивляются. Но в России всем понятно, что это политота бесится. У интернета есть такое приятное свойство – там правда кристаллизуется, и большое количество людей могут сами определять, что примерно правда, а что примерно нет. В этом смысле война хэштегов – это бутафорская война. А что касается финансирования, то на подобные вещи сейчас выделяется много денег. Взять хотя бы вскрытую анонимусами переписку Белоконева (руководитель «Росмолодежи» – «РР») и компании. Если верить этим данным, то на 11 месяцев Цифровая партия России получила финансирование в 170 миллионов рублей. И я так понимаю, что это все – деньги налогоплательщиков, которые выделяются на развитие всех этих вещей.
Учредитель медиа-агентства TrendMedia и блогер Артём Колесников считает, что попытка захвата Твиттера прокремлевцами – сомнительная затея и не лучший способ потратить бюджет организации-заказчика:
– К реальной информационной повестке эти хэштеги в топе Твиттера не имеют никакого отношения. Их продвигают либо ботнеты, либо живые люди с ботами. А колонку «тренды» мониторит 0,01% пользователей Твиттера. Соответственно, один твит даже не самого топового в Твиттере политблогера типа Кашина несет намного больше информационного охвата, чем все эти теги. Политорганизации в РФ не самые креативные и поворотливые структуры, поэтому они так топорно отрабатывают свой бюджет на соцсети.
Источник: http://www.rusrep.ru/article/2013/03/25/twitter
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.