Бравурные выступления Путина и реальные дела. Перевод в рабство. Предприятия в России нашли способ снизить зарплату сотрудникам и лишить их социальных гарантий. Рабочие пытаются защищаться.
Перевод в рабство.
Предприятия в России нашли способ снизить зарплату сотрудникам и лишить их социальных гарантий.
За бравурными выступлениями первых лиц государства о росте реальных доходов граждан предприятия в России активно свертывают социальные обязательства перед работниками и значительно снижают им зарплату. Несогласные с такой практикой сотрудники оказываются без работы и вынуждены отстаивать свои права на акциях протеста. Так, в эту субботу у головного офиса ОАО «Российские железные дороги» состоится митинг уволенных контролеровавтоматических пропускных пунктов московских вокзалов. Они, как и труженики многих других компаний, на себе ощутили новые методы управления.
Видимо, многим предпринимателям и управленцам показалось, что трудящиеся помимо радостиот труда имеют еще много чего хорошего. Явно лишнего. А потому надо «оптимизировать» производственный процесс, сбросив с плеч большинство обязательств перед работниками. При этом с юридической точки зрения всё выглядит гладко.
Для «оптимизации» было выбрано три основных способа: лизинг, аутсорсинг и аутстаффинг. Эти малопонятные слова обозначают обычную практику наших предприятий.
Под лизингом (заемным трудом) персонала понимается использование наемных работников, официально числящихся сотрудниками кадровых агентств. Более распространенные аутсорсинг и аутстаффинг подразумевают соответственно передачу часть работы сторонней организации на основе договора и перевод сотрудников из штата компании в штат компании-подрядчика.
К примеру, трудится себе человек спокойно на большом предприятии, получает стабильную зарплату, состоит в профсоюзе, гордится профессией. Вдруг, в один прекрасный момент, руководство объявляет, что отныне он будет выполнять ту же работу, но числиться будет в другой фирме. Фирма же предлагает свои условия. Как правило, с меньшей зарплатой, с урезанием прежних социальных гарантий. Хочешь – работай, не хочешь – иди за ворота, никто не неволит.
– В нашу страну заемный труд, аутсорсинг и аутстаффинг пришли с запозданием, – говоритдиректор Института проблем глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. – Подобные практики распространены за границей уже давно. Прежде всего, в Западной Европе. Но сейчас в России эти методики набирают обороты. Вначале их стали внедрять у себя западные фирмы, теперь к этому активно присоединились и российские компании.
За этим кроется желание предпринимателей снять с себя многие социальные обязательства, включая страховые взносы. Но самое главное – это желание фирм снять с себя ответственность при несчастных случаях. Вся эта система так построена, что совершенно непонятно, кто будет отвечать в случае аварии. Вывод один: ухудшается положение работников и улучшается положение бизнесменов.
Один из руководителей Межрегионального Профсоюза «Новые профсоюзы» Иван Милых говорит о том, что подобная практика сейчас активно развивается и не без помощи государства:
– Заемный труд и аутсорсинг сегодня в России очень распространены. В частных предприятиях это явление видно на каждом шагу. Большинство бизнес-структур выводят все непрофильные отделы в аутсорсинг. Как правило, это оборачивается потерей социальных гарантий и снижением зарплаты. Значительно уменьшается возможность людей к объединению для защиты своих прав. Фактически люди работают на одном предприятии, а формально мы имеем множество коллективов. Отдельно столовая, отдельно охрана, отдельно производство. И сколько должно быть профсоюзов?
Если посмотреть на пищевую промышленность, то все крупные предприятия работают по этой схеме. На некоторых доля сотрудников, не числящихся в штате, достигает 70%.
«СП»: – В России хотели законодательно запретить заемный труд.
– В Госдуме закон рассматривается с 2010 года. Но после рассмотрений он кардинально поменял свою суть. Он называется «О запрете заемного труда», но фактически направлен на его легализацию. На мой взгляд, если документ будет принят в нынешнем виде, то это будет очень вредный закон, – подчеркивает Иван Милых.
Сейчас с подобной практикой стали сталкиваться и работники государственных предприятий. Решившиеся на митинг железнодорожники - одни из них. Совсем недавно было уволено более 200 контролеров. Ранее они состояли в штате Центральной пригородной пассажирской компании (дочерняя структура ОАО «Российские железные дороги»). Теперь обязанности контролеров будут исполнять сотрудники некоей частной охранной фирмы. Туда звали и сокращенных сотрудников РЖД.
Почему работники отказались от такого предложения, рассказывает председатель ячейки Межрегионального профсоюза железнодорожников Игорь Сморгонский:
– В нашей ситуации применили аутстаффинг: сократили контролеров и вместо них наняли людей из частного охранного агентства. Вначале контролерам тоже предлагали оформить их как чоповцев, но они отказались.
Раньше зарплата у контролеров была около 24 тысяч рублей. Мы пользовались всем социальным пакетом компании РЖД. Сейчас чоповцы получают от 9 до 15 тысяч. При этом они исполняют обязанности одновременно и контролеров, и охранников.
Кроме этого, раньше контролеры работали сутки через трое, а теперь новых людей заставили работать вахтовым методом по 10-15 суток.
Среди контролеров было много женщин предпенсионного возраста. Понятно, что они не могли согласиться на такие условия. Их уволили, и им очень трудно найти новую работу.
«СП»: – Кто же согласился на такие условия?
В основном, набрали людей из других регионов, где жизнь очень тяжелая и люди хотят заработать хоть что-то. Условия действительно очень тяжелые. Трудно представить, что человек может выдержать 10-15 суток на посту. Но бывали случаи, что человек отлучался буквально на пять минут в туалет, а в это время проверяющий заставал его отсутствие, и человека лишали премии. Контролеры буквально живут в кассах, там же ночуют.
Возможно, к митингу железнодорожников присоединятся и работники других предприятий. К примеру, московского завода авиадвигателей «Салют». Там руководители тоже решили «оптимизировать» расходы. Рабочую столовую решили передать отдельной фирме. К чему это привело, рассказывает повар Алла Шпак:
– Раньше люди числились сотрудниками завода «Салют». Это государственное предприятие с широким набором социальных гарантий. У сотрудников был профсоюз, были путевки в собственные дома отдыха, дети летом ездили в пионерский лагерь, оплачивались больничные.
С выводом людей за штат предприятия условия труда в столовой сильно ухудшились. Во-первых, договор между фирмой-исполнителем и заводом заключен только на год, и никто не знает, будет ли он продлен. Во-вторых, в этой фирме есть понятие испытательного срока. После трех месяцев человеку могут легко сказать «до свидания».
У людей стала двойная зарплата. На «Салюте» повара получали около 20 тысяч рублей. Сейчас – официально платят 13 тысяч, а остальное – в конверте. Действуют штрафные санкции. Человеку могут перевести эти 13 тысяч на карточку, но конверт не дать. Значит, сотрудник в чем-то провинился.
Когда людей убеждали перейти в новую фирму, обещали отпуска и больничные. На практике оказалось, что отпуск можно брать только на две недели раз в полгода. У нас много женщин с детьми, и такой отпуск им не выгоден.
Больничные оплачивать никто не собирается. Заболел – съешь таблетку и работай. Не можешь – бери за свой счет…
На АвтоВАЗе рабочие ночной смены устроили стихийную забастовку: Условия работы напоминают рабов на галерах.
Минувшей ночью на Волжском автозаваоде прошла стихийная забастовка, в которой приняли участие порядка пятидесяти человек. Об этом корреспонденту «Радио Свобода» 5 апреля рассказали в независимом профсоюзе АвтоВАЗа «Единство».
Конвейер B0, где происходит сборка Lada Largus, Nissan Almera и Renault Logan нового поколения, остановился до утра после того, как рабочие получили расчетные ведомости. По словам заводчан, их последняя зарплата составила 12-15 тысяч рублей, несмотря на регулярные реляции федеральных СМИ о минимальном заработке на АвтоВАЗе в 20 тысяч.
Кроме того, рабочие, которые трудятся во вредных цехах, не получают никаких доплат и льгот, потому что на предприятии не проводилась аттестация рабочих мест, говорят участники акции протеста. При этом официальный профсоюз Волжского автозавода оставляет все жалобы и обращения без ответа.
«Не так давно по телевизору крутили рекламу производства с целью набрать рабочих, с экрана жизнерадостно рассказывали про стабильность, коллектив и многое другое… - пишет в коллективном блоге на портале TLTtimes участник событий. - В итоге ничего такого там нет. Условия работы напоминают рабов на галерах, профсоюз сдал производство без боя, даже не пытаясь бороться за права рабочих».
Между тем представитель АвтоВАЗа заявил интернет-порталу carobka.ru, что сейчас на производстве В0 «идет обычный рабочий процесс, все вопросы решаются».
|
Источник: http://kprf-kchr.ru/?q=node/4566
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.