четверг, 18 апреля 2013 г.

Гастробайтеры о России.

Континент Москвазия.

Города у нас хорошие, а вот люди — не очень, считают мигранты-азиаты. Те, кто не готов терпеть нас, россиян, рвутся на родину. Остальные хотят вкусить плодов цивилизации и свободы.


18 апреля 00:16Андрей ВырковскийАндрей Вырковский

Континент Москвазия

Фотосерия фотографа Ильи Егоркина «Строители» задумывалась для того, чтобы показать обыкновенных приезжих рабочих как творцов, напоминающих бамовских строителей, показать красоту рядового рабочего, воспеть ручной труд. Фотографии выполнены в технике мокрый коллодий. Ее суть — получение фотографических негативных изображений на стеклянных пластинках.




В России — 10–12 миллионов мигрантов, подавляющее большинство которых — граждане стран СНГ. В основном, естественно, едут работать, а не осматривать достопримечательности. Статистике в этом вопросе верить можно с большим трудом, но тем не менее — на конец 2012 года разрешение на работу получили 1,1 миллиона иностранцев, примерно столько же запаслись патентами для работы у физлиц. Миллионы работают нелегально.


Основные поставщики мигрантов — Узбекистан, Украина и Таджикистан (2,3 млн, 1,4 млн и 1,1 млн соответственно). Много народу из Азербайджана, Казахстана, Киргизии.


Москва и Подмосковье — магнит для мигрантов, едва ли не треть легальных работников (а, значит, и нелегальных тоже) едут именно сюда. Популярны и другие крупные города.


Азиатская миграция в крупные города России, наверное, самый значимый этнический феномен в стране. И одновременно — самый неизученный. Украинские мигранты и русскоязычные переселенцы из Казахстана легко осваиваются в близкой по языку и культуре среде. Приезжие из Закавказья, опираясь на укоренившуюся здесь диаспору, тоже отлично встраиваются в местные экономику и социум.


Автор идеи и текстов:
Андрей Вырковский

При участии:
Умида Бобоматова, Юсуфа Юсуфова, Алтынай Темировой

Фото:
Илья Егоркин

Но вот с таджиками, узбеками, киргизами ситуация совсем другая. Российские горожане и азиатские гастарбайтеры живут в одних и тех же ареалах, но практически не пересекаются — такая вот параллельная реальность. Единственное, что знают москвичи и петербуржцы о них — «их» много, они работают на стройках и дворниками, время от времени кого-то грабят, насилуют и убивают. Интеллектуалы вспомнят «Манас» и Севару Назархан. Люди постарше — «Яллу» и Иссык-Куль. Можно еще сходить в узбекский ресторан и съесть адаптированного к Москве плова. Все.


Естественно, никакой азиатский мигрант не станет раскрывать душу перед «чужим», который к тому же не знает их языка. Именно потому мы, затевая наш проект, попросили поговорить с мигрантами «своих» — журналистов, социологов, а иногда и таких же рабочих на стройке. Итоги проекта показали — это было правильное решение.


Прочесть сотню страниц расшифровок разговоров с мигрантами из Средней Азии — не значит окончательно разобраться в устройстве их социума, психологии и прочем. Но кое-что действительно стало яснее. Что-то — поразило. Что-то — расстроило.


Прежде всего — сейчас я это знаю точно — менталитет и национальный характер действительно существуют. Ответы разных людей — несмотря на разницу в их жизненном опыте — оказались очень похожи. Да, у людей постарше сказывается советский бэкграунд: они помнят о Ленине, хотят посмотреть Мавзолей, с удовольствием вспоминают комсомольское и пионерское прошлое. Но, сталкиваясь с нынешними реалиями, довольно быстро настраиваются на новый лад. Немного заметна разница в образовании — люди, сидевшие на студенческой скамье, больше рефлексируют и пытаются отвечать на вечные вопросы. Естественно — безрезультатно.
Мигрантам-азиатам нравится местная природа, но не особенно нравятся люди: «В вас мало тепла. Такое ощущение, что все ненавидят друг друга.»
Но это не так уж сильно сказывается на общем впечатлении. Ответы таджикских и узбекских мигрантов вообще похожи до уровня смешения. Киргизская диаспора немного другая — она существенно сильнее интегрирована в жизнь мегаполиса. Для справки: в столице уже есть практически сеть клубов и кафе, в которые ходят только киргизы. Да и гендерный баланс сказывается: в потоке киргизских трудовых мигрантов, в отличие от таджикских или узбекских, всегда было много женщин. А это значит — больше семей, совсем другой быт, активная — простите, борцы за чистоту нравов, — сексуальная жизнь.


Мигрантам-азиатам нравится местная природа, некоторым даже — представьте — по нраву московская погода. Они любят российские города. Но не особенно любят людей, живущих в них. «В вас мало тепла. Такое ощущение, что все ненавидят друг друга или по крайней мере не хотят видеть друг друга», — говорят они. Если мы так относимся к «своим», то чего же ждать «чужим»?


Контакты с госорганами в Москве — это ад, уверены азиаты. Не ждите пощады от агрессивного молодняка — еще одно правило выживания в России. Приезжие из других стран СНГ или регионов России — «злые волки», ненавидящие мигрантов из Азии. Но есть и исключение, считают они: «настоящие», коренные москвичи, спокойные, порядочные и уважительные. Да и вообще, если заслужить доверие русского, он кардинально поменяет отношение к вам. Так по крайней мере говорят выходцы из далеких кишлаков и аилов.
Азиатские дворники, грузчики, строители не особо хотят жениться на русских невестах. Мужа надо уважать, а русские женщины разучились это делать.
О грехах своих соотечественников мигранты говорят редко, хотя особенно их и не скрывают — пьют те, развратничают и вообще занимаются всякими безобразиями: «Иногда некоторые приезжие такое творят, что хочется по башке надавать. Как говорят русские: не надо забывать, что мы в гостях».


Парадоксально, но азиатские дворники, грузчики, строители очень стремятся к гармонии. Поэтому и не особо хотят жениться на хваленых русских невестах: жену придется долго учить нормам восточного и — бери выше — исламского общежития. Лень. Мужа надо уважать, а русские женщины разучились это делать. А развлечься — коль есть желание — можно с неприхотливыми мигрантками из Украины, Молдавии или самыми невостребованными местными жительницами. Хотя браков по любви тоже никто не отменял — некоторые так и уезжают в кишлаки со смуглыми мужьями.


Секрет гармонии — а именно ее не видят в нашей жизни ребята-гастарбайтеры — до банальности прост. Семья и религия. Верь в бога и люби жену с детьми. Жена, правда, должна быть послушной, а дети — почтительными. Именно из-за детей, кстати, они переживают больше всего — боятся, что те забудут отца. И — возможно — станут «непочтительными». Из-за своих детей они — по крайней мере большая часть — мерзнут на стройках, вкалывают по 18 часов на заводах, возят по ночам пьяных, «бомбя» на раздолбанных ВАЗах.


Многие азиаты готовы остаться в Москве: здесь, если работаешь, можно жить хорошо. В Азии же без родни делать нечего: у всех свои почтительные дети и заботливые родители. Большая часть, правда, рвется в свои кишлаки — только вот денег бы еще немного.


Мигранты из Азии не понимают, почему наши женщины не слушаются мужей, мужья пьют и не следят за женами, дети не уважают родителей, а все вместе — отошли от религии. Возможно, им даже нас жаль. Хотя бы потому, что мы никогда в жизни не попробуем здесь настоящую дыню и лепешку: «Нет вкуса у местных продуктов». И правда.


Мы поговорили с полутора десятками мигрантов из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии — в этом нам помогли наши друзья из диаспор. Мы не брали интервью, не задавали формальных вопросов — просто беседовали. Результат мы превратили в «монологи» мигрантов на какие-то важные — как нам показалось — темы. Каждый монолог стал результатом нескольких разговоров. Так мы получили портрет «среднестатистического» мигранта. Мы понимаем несовершенство такой методики, но надеемся, что она поможет хоть немного понять, что чувствуют люди, которые живут и будут жить рядом с нами.



Источник:  http://mn.ru/society_ethnic/20130418/344101926.html



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.